rus

Советы не по карману

Как клиенты экономят на услугах аудиторов и консультантов

Кризис в российской экономике серьезно повлиял на рынок аудита и консалтинга — как, впрочем, и на все сервисные отрасли. Аудиторы выживают в основном за счет госзаказов, консультанты же лихорадочно ищут новые точки роста, но, судя по всему, пока не находят.

Рынок аудита

Номинальные объемы рынка аудита в 2015 году практически не изменились. Расчеты, основанные на данных по 50 крупнейшим компаниям, входящим в рейтинг "Денег", показывают рост на символические 1,7% — и это на фоне 13-процентной официальной инфляции. Таким образом, тенденция падения реальных объемов рынка продолжается уже третий год подряд. Так, по итогам 2014-го российский аудит упал на 2,8% по номинальному объему выручки на фоне инфляции в 11,4%, по итогам 2013-го — просел на 3,25% при годовой инфляции 6,5%.

И эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится. "Аудиторы не могут жить существенно лучше своих клиентов, поэтому в ближайшее время от рынка не стоит ждать роста",— полагает генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз" Марина Ризванова.

При этом цены на аудиторские услуги даже падают. "Выручка аудиторских организаций, то есть, по сути, стоимость аудиторских услуг, не стала выше, хотя по логике должна была бы увеличиться в связи с высокой инфляцией,— говорит заместитель гендиректора компании "Нексиа Пачоли" Юлия Емельянова.— Более того, стоимость услуг падает, причем в рублевом выражении. Предприятия не готовы платить больше за аудит, что де-факто поощряет политику некоторых компаний, которые продолжают демпинговать".

В этих условиях все большую роль на рынке начинают играть заказчики аудиторских услуг, связанные с государством, для которых проведение аудита является требованием законодательства. "Мы все больше и больше работаем на предприятия, где ощущается влияние государства, и все меньше оказываем услуги тем компаниям, где государство не присутствует,— рассказывает гендиректор компании "HLB Универс-Аудит" Дмитрий Лимаренко.— На мой взгляд, такое положение дел — прямое следствие общего кризиса в российской экономике. И дело здесь не только в наличии соответствующих законодательных требований к компаниям с госучастием. Просто в 2015 году единственное место в нашей экономике, где еще оставались хоть какие-то признаки роста, это как раз были государственные и квазигосударственные компании, связанные с добычей и переработкой углеводородов и оборонным комплексом. И именно представители данных секторов могли позволить себе продолжать пользоваться услугами аудиторов, тогда как в частном секторе спрос на аудиторские услуги значительно упал. Что касается цен на аудиторские услуги, они по-прежнему падают или по крайней мере не растут. В тех конкурсах по выбору аудиторов, где решающим критерием является цена, участвовать стало совершенно невозможно — демпинг переходит все границы, цены предлагаются, что называется, ниже некуда".

Интересно, что даже в кризис, при финансовой изоляции российских компаний, сохраняется спрос на подготовку отчетности по международным стандартам (МСФО). При том что такая отчетность важнее всего для структур, привлекающих международных инвесторов. "По МСФО рынок стабилизировался,— рассказывает Юлия Емельянова.— Не поступает много новых запросов, нет, условно говоря, десяти новых компаний, которые делают первое применение МСФО. Но те, кто уже сделал такую отчетность, продолжают ее делать".

Еще один важный момент — смена аудиторов в условиях "тотальной экономии". В 2014 году участники рынка говорили об ожидаемом оттоке клиентов от "большой четверки" в пользу отечественных аудиторских компаний — опять-таки из соображений экономии на стоимости аудиторских услуг. Однако данный процесс пошел не слишком уверенно. "Мы видим переток клиентов от компаний "большой четверки" в российские,— говорит Юлия Емельянова.— Но он довольно слабый, не такой, как многие российские компании рисовали в мечтах". Иными словами, те, кто может себе позволить аудит, признанный на международном уровне, продолжают его делать, невзирая на затраты.

"Я думаю, что клиенты вряд ли будут перетекать из компаний "большой четверки" в менее крупные аудиторские компании,— полагает Дмитрий Лимаренко.— Они просто станут добиваться тех условий проведения аудита, которые их устроят. Действующие аудиторы скорее согласятся на снижение цен, даже на кардинальное снижение, нежели рискнут потерять клиента".

Консалтинг

Рынок консалтинга по итогам 2015 года просел на 0,5% — и это только в номинальном выражении. С учетом же инфляции и девальвации рубля (последнее особенно важно в силу того, что услуги ИТ-консультантов, на долю которых приходится половина рынка, привязаны к номинированным в долларах западным решениям) можно диагностировать серьезное падение.

Вместе с тем отдельные сегменты рынка росли опять-таки в связи с кризисными явлениями и попытками компаний оптимизировать свою деятельность. "В 2015 году были востребованы услуги, связанные с трансфертным ценообразованием, поскольку инфляция делает установленные в Налоговом кодексе критерии контроля цен все более "доступными" для налогоплательщиков,— рассказывает Марина Ризванова.— Также отмечен рост спроса на услуги по защите при налоговых проверках, поскольку из-за бюджетных проблем "договориться" с налоговиками становится все сложнее. Поиск и использование налоговых резервов (неиспользованные льготы, неиспользованные переплаты, невозмещенный НДС и т. п.) остаются актуальными. В правовом консалтинге мы видим рост выручки по сбору дебиторской задолженности. Можно также отметить востребованность услуг по разработке бизнес-планов для акционерных обществ и ГУПов. А вот производственное, и особенно маркетинговое, направления консалтинга из-за последствий кризиса в экономике претерпели спад".

"Рынок консалтинга в условиях кризиса пострадал больше, чем рынок аудита,— говорит Юлия Емельянова.— Многие компании просто сократили бюджеты на консалтинг. Они либо пытаются сделать соответствующие работы своими силами, либо вообще отказываются от мероприятий, которые были запланированы и требовали привлечения консультантов. Но при этом по некоторым направлениям спрос на услуги консультантов вырос. Так, мы видим рост запросов на аудит долгосрочных программ развития предприятий, это сильный тренд. Конечно, в первую очередь это касается государственного сектора — есть соответствующее указание президента, которое госкомпании наконец-то решили исполнять. От частных же компаний я не могу отметить большого всплеска заказов на консалтинг".

Как обычно, в условиях кризиса растет спрос на услуги оценщиков — и в связи с банкротствами, и в связи со сделками слияния-поглощения, а также с реструктуризацией предприятий.

"В 2015 году, как и годом ранее, сохраняется спрос на услуги финансового консультирования, конкуренция на рынке усилилась и перешла в ценовую плоскость, борьба за клиента идет путем демпинга, а спрос на услуги скорее умеренно-стабильный,— говорит партнер практики "Оценка" консалтинговой группы "НЭО Центр" Алексей Колганов.— Компании нередко выполняют первые проекты "в ноль", чтобы получить платежеспособного клиента и в дальнейшем зарабатывать на объеме услуг, предлагая сопутствующие консалтинговые продукты. В текущей экономической ситуации многие клиенты при выборе специалиста по оценке или консультанта основной упор делают не на качество услуг, имя и опыт специалиста, а на стоимость работ, условия оплаты и сроки оказания услуг. Несмотря на это, требования по качеству, предъявляемые к отчетам об оценке, растут. Поскольку некачественная оценка несет серьезные риски для клиентов, многие банки, корпорации и крупные холдинги при выборе и аккредитации специалистов по оценке и консультантов акцентируют внимание на качестве предлагаемых услуг. Среди востребованных направлений оценки можно выделить комплекс услуг по экспертизе финансового состояния должника, его активов, оценке прав требования кредитора для принятия решения о реструктуризации долга, оценке проблемной задолженности. Также в ближайшие годы будет востребовано управленческое консультирование в сфере повышения эффективности".

"Точки роста" отмечает и Юлия Емельянова: "Сейчас в связи с тем, что компании пытаются все-таки экономить, у нас достаточно популярен спрос на услуги, связанные с применением повышенной ставки амортизации для инновационных проектов и высокотехнологичного оборудования, налоговыми спорами по поводу земельного налога. Да и в целом компании хотят более эффективно управлять своим налогообложением, стало больше обращений, связанных с более грамотным подходом к начислению налогов. При этом подход меняется принципиально. Раньше клиенты говорили: пришла налоговая, оштрафовала, помогите, спасите. А теперь хотят заранее просчитать ситуацию, посмотреть возможные последствия, понять, как грамотно рассчитать налоги. Мы видим рост спроса на подобные консультационные услуги".

Тему продолжает Марина Ризванова: "В 2016 году на рынок консалтинга, по нашему мнению, и дальше будет влиять экономический кризис. Высока вероятность, что окажутся востребованны услуги по правовой поддержке в вопросах трансфертного ценообразования, управлении дебиторской задолженностью, а также услуги по защите от контролирующих органов, ведь расставаться с деньгами в кризис компаниям будет все тяжелее. Как и в 2015 году, мы ожидаем стабильный спрос на налоговый консалтинг, хотя акцент в работе может сместиться от использования налоговых резервов к защите бизнеса от активизировавшихся в кризис налоговиков. Что касается юридического консалтинга, спросом, скорее всего, будут пользоваться услуги узкопрофильных специалистов, содержание которых клиентам невыгодно (например, по интеллектуальной собственности или по госзакупкам), а также правовой аутсорсинг, когда штатные юристы будут сокращены. В сфере оценки мы ожидаем дальнейшее сокращение, что неизбежно приведет к жесткой конкуренции между оценочными компаниями и, как следствие, к сильному демпингу, а это, в свою очередь, обернется снижением качества предоставляемых услуг".

ИТ-консалтинг

Рынок ИТ-консалтинга в 2015 году показал спад на 4,5% — и это только в номинальном выражении. А поскольку услуги ИТ-консультантов во многом привязаны к западным программным продуктам, с учетом девальвации рубля реальное падение рынка, видимо, составило не менее 20%.

"Замедление и неопределенность в экономике остаются главными факторами, влияющими на рынок консалтинга,— говорит президент КГ "Борлас" Алексей Ананьин.— В итоге мы видим очень небольшое количество крупных проектов в сфере ИТ-консалтинга, практически нет запросов на разработку стратегий и серьезный управленческий консалтинг, на поиск прорывных решений для повышения конкурентоспособности. Мы это наблюдали в 2015 году, и, я думаю, консервативные настроения сохраняются. В отраслевом разрезе, очевидно, несколько лучше себя чувствовали отрасли с высокой долей экспортной продукции. К тому же они вынуждены ориентироваться на западных конкурентов и просто не могут снизить темпы развития ИТ из-за спада на внутреннем рынке. Это, например, представители металлургии, химии, машино- и авиастроения".

Желание клиентов сэкономить на ИТ-консалтинге зачастую приводит к тому, что они начинают попросту переманивать из консалтинговых компаний специалистов под конкретные проекты. "Раньше многие клиенты предпочитали выбирать консалтинговую компанию, которая реализовывала бы проекты под ключ,— рассказывает заместитель генерального директора "Техносерв Консалтинг" Ольга Рубцова.— Она сама определяла проектную команду: количество аналитиков, разработчиков, руководителя проекта. Подрядчик полностью отвечал за конечный результат. Сегодня же — эта тенденция начала складываться еще в прошлом году — многие предприятия предпочитают сотрудничать не столько с компанией, сколько с конкретными людьми из компании. То есть компании-заказчики приобретают людей на аутстафф: собеседуют определенных аналитиков, разработчиков, заказывают руководителей проекта и при этом берут полностью всю ответственность за реализацию проекта на себя. Тенденция возникла из-за желания сократить издержки, в том числе и на консалтинг. Порой нанять отдельных людей у консалтинговой компании в несколько раз дешевле, чем приобретать у нее проект целиком, ведь в стоимости всего проекта всегда закладываются риски, и часто очень существенные, до 50% от общей суммы".

Тем не менее ИТ-консультанты смотрят в будущее с оптимизмом — по известному принципу "хуже уже не будет" (или, в "научной" формулировке, "с пола нельзя упасть"). "С точки зрения тенденций 2016-й будет полноправным преемником прошедшего года. Отличие только в чуть более позитивных настроениях. Есть ощущение: бизнес перестал опасаться, что будет еще хуже, а скорее, рассчитывает или на сохранение статус-кво, или на медленное, но все-таки улучшение ситуации",— полагает Алексей Ананьин.

Источник:
КоммерсантЪ
№16 от 25.04.2016
Автор:
Петр
Рушайло
архив Новости рынка