rus

Готовим завтрашний день сегодня

20 апреля 2017

За последние 25 лет менялось законодательство, подходы к его применению, сформировался рынок юридических, консалтинговых и оценочных услуг. Директор Института проблем предпринимательства Владимир Романовский в интервью «Деловому Петербургу» рассказал о том, с чего начинался бизнес компании 25 лет назад, почему с каждым годом работать в юридическом и консалтинговом бизнесе становится только интереснее, чем отличается работа налоговой в 1990–х и в настоящее время и почему к грядущему росту экономики нужно готовиться уже сейчас.

Вашей фирме 25 лет. С чего начинал работу Институт проблем предприниматель-ства, как вы тогда планировали развитие вашего бизнеса, к чему в результате пришли?

— В 1992 году я не планировал развитие бизнеса, даже цель регистрации предприятия мне была не до конца понятна, просто согласился на настоятельное предложение одного из основных клиентов того времени, бизнес–группы Babylon, зарегистрировать свою компанию, чтобы им было удобнее работать с моим коллективом юристов, состоящим из трех человек.

Специализировались мы в основном на «конфликтном» сегменте рынка, то есть сопровождении уголовных дел, арбитражах, корпоративных конфликтах. Ну и, конечно, на поддержке текущей деятельности предприятий. В конце первого года нашей деятельности клиенты сподвигли нас заняться аудитом, поскольку не хоте- ли расширять количество контрагентов в области деловых услуг. Дальше расширение наших компетенций (оценка, финансовый консалтинг) проходило вслед за развитием рынка в России.

Сильно ли ужесточилось законодательство за последнее время?

— Я бы сказал, что не столько ужесточилось законодательство, сколько изменилась система правоприменения. Раньше многое сходило с рук, можно было, например, разделить компанию на два блока, активы «повесить» на первый, долги и проблемы оставить на втором. Второй блок обанкротить и работать себе дальше, в то время как контрагенты рвут волосы на голове. Сейчас такой собственник бизнеса легко станет ответчиком в банкротной процедуре и фигурантом в уголовном деле. Потому что наработана практика, правоохранительная система стала эффективнее, энергичнее и последовательнее.

В налоговой службе уже не те мальчики и девочки, которые приходили раньше в суд и не могли ничего сделать. Сейчас у них отличные юристы, креативная тактика и систематизированный опыт, не говоря уже о пресловутой презумпции защиты интересов бюджета.

В условиях новой экономики работать в консалтинге стало скучнее?

— Что касается скучного консалтингового и юридического бизнеса, то тем более не соглашусь. Мое мнение, что наша работа становится интереснее с каждым годом. Все больше отраслей экономики, активно привлекающих внешних специалистов, сделки все сложнее, конфликтующие стороны все изощреннее. Тот факт, что самые растущие сегменты — уголовное право, банкротства и арбитраж, — маркер нынешнего этапа развития деловой среды.

Какая ситуация была на рынке с заказами в вашей сфере в 1990–х?

— 25 лет назад, когда мы присматривались к рынку аудита, то увидели, что одна уважаемая компания получает практически весь городской заказ. Другая, будучи аффилированной с Промстройбанком, обслуживает все судостроение, пищевую и машиностроительную промышленность, третья имеет единственную в городе лицензию на аудит инвестиционных фондов и т. п. В юридическом бизнесе тоже были свои гранды: в области инвестиций и сделок была известна фирма, созданная мэром города Анатолием Собчаком, в области арбитража — фирма, основанная главным арбитром Ленинграда. Как тогда говорили некоторые, «все поделено».

А в наше время есть ли надежда для новых молодых игроков юридических и консалтинговых фирм сегодня или завтра войти в премьер–лигу?

— Сейчас другие времена и другие маркет–лидеры. Почти все нынешние крупнейшие фирмы–консультанты созданы молодыми, образованными и напористыми людьми. Объем рынка продолжает расти, хотя и не во всех сегментах. Появляются новые, крайне интересные направления. Наша индустрия остается демократичной, вход и прогресс в ней не просты, но доступны и не связаны с инвестициями.

Могли бы вы, исходя из собственного опыта, посоветовать начинающим экспертам, как вырастить крупный консалтинговый бизнес?

— В первую очередь я бы посоветовал выбрать специализацию в работе, причем не по принципу, где денег больше, а ориентируясь на реально имеющийся ресурс.

Мы, например, никогда не утверждали, что умеем делать все. И если верим в то, что сильны в банкротствах, арбитраже и уголовных делах, то потому, что мы в этих темах уже четверть века.

Мы предлагаем клиентам оценку потому, что в нашем портфолио крупнейшие и интереснейшие в стране проекты в области оценки и т. п. Мне известны компании, выбравшие очень компактные или необычные ниши и достигшие в своем деле сумасшедших высот.

Насколько важны для развития юридического бизнеса деловые контакты? И как начинающему консультанту или юристу найти доступ к такому ресурсу?

— Я думаю, что выпускнику высшего учебного заведения не стоит начинать сразу строить бизнес в сфере профессиональных услуг, каким бы талантливым студентом он ни был.

Все качества, которые ценят клиенты, приходят с опытом. Известны юридические фирмы, созданные теми, кто стал экспертом, работая в штате крупных компаний, например в «Орими» или «Тинькофф». Как правило, эти компании и становились их первыми клиентами.

Лично я не был сотрудником корпорации, но первые важные шаги в развитии фирмы делал, имея ключевого заказчика, через которого познакомился с «Союз- контрактом», «Олби–Джазом» и другими компаниями, которые стали клиентами ИПП.

Каким вы видите дальнейшее развитие Института проблем предпринимательства?

— Чтобы планировать развитие консалтинга и юридических услуг, надо принимать определенные допущения.

Я предполагаю, что в экономике турбулентность всех видов будет продолжаться еще года два, может, чуть дольше. Соответственно, уже сейчас мы укрепляем и развиваем базу для работы в сфере сопровождения сделок и операционной деятельности — то, что всегда составляло большую часть нашего бизнеса. Что– то типа небольшого инвестбанка.

Я думаю, что энергетика, стройка и транспорт останутся отраслями, обслуживание которых в значительной степени будет формировать наш корпоративный бюджет, но динамика в них снизится (кроме транспорта, скорее всего). В связи с этим уже сейчас мы наращиваем усилия в перспективных отраслях, в том числе агропроме, индустрии высоких технологий, фармацевтике.

Мы анализируем рынки и тренды, расширяем базу полезных деловых контактов, укрепляем команду, разрабатываем новые услуги и методики. Готовим наш завтрашний день сегодня.

Биография

Владимир Романовский

⇢ В 1986 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета.

⇢ Работал следователем в органах внутренних дел Петербурга и Ленобласти.

⇢ С 1989 г. работал юристом в коммерческих организациях.

⇢ В 1992 г. создал и возглавил Институт проблем предпринимательства (ИПП).

Справка

Институт проблем предпринимательства

⇢ Компания учреждена в феврале 1992 г.

⇢ Предоставляет услуги в области права, аудита, оценки, стратегического, управленческого, маркетингового консалтинга коммерческим предприятиям и государственным организациям.

⇢ Акции общества принадлежат топ–менеджерам Владимиру Романовскому и Наталье Мочуловской.

архив Новости рынка