rus

ЖКХ начало притягивать инвестиции

25 апреля 2017

Дефицит инвестиций в российскую отрасль ЖКХ, который на сегодня составляет 3 трлн рублей, постепенно снижается, считают эксперты. Во многом снижение происходит благодаря государственно-частному партнерству, наиболее универсальной формой которого являются концессионные соглашения. Последние активно заключаются в Петербурге и Ленобласти.

Качество услуг ЖКХ в России зачастую не соответствует общепринятым в международной практике стандартам, о чем, к примеру, свидетельствует износ основных фондов инфраструктурных объектов, который превышает 60% по всей стране, считают в ООО "Институт проблем предпринимательства" (ИПП). "Такая ситуация сложилась в том числе и из-за недостаточного инвестирования капитала в данную отрасль экономики — дефицит инвестиционных ресурсов в сфере ЖКХ в нашей стране составляет 3 трлн рублей. Длительная окупаемость, большие риски, капиталоемкость вложений, а также госрегулирование отрасли в части тарифных ограничений являются основными сдерживающими факторами в вопросе выбора объекта инвестиций", — комментирует заместитель руководителя отдела финансового и управленческого консалтинга ИПП, кандидат экономических наук Евгений Гуляев.

Исторически сложилось, что в СССР отрасль ЖКХ была планово-убыточной и потому дотационной, но сейчас население также не несет все бремя расходов по содержанию коммунальной инфраструктуры. "До 1990-х годов значительная часть тарифа, имеющего социально значимую составляющую, покрывалась за счет бюджета. В процессе реформирования отрасли была введена практика тарифного регулирования, что позволило ликвидировать дотации, вместе с тем включив механизм сдерживания роста тарифов. Для того чтобы платежи для населения по-прежнему оставались приемлемыми, регулирующие органы сокращают предприятиям необходимую валовую выручку посредством урезания статей, зачастую "ремонтных", и инвестиционной составляющей. В большей степени от этого страдают небольшие коммунальные предприятия, где каждая копейка на счету. Прибыль, если таковая и образуется у предприятия, будет направлена на покрытие убытков прошлых лет", — объясняет руководитель отдела финансового и управленческого консалтинга ИПП Евгений Богданов.

Несмотря на это, в последние годы отрицательная тенденция в части инвестирования компаний в сферу ЖКХ выравнивается. Как отмечают эксперты, в основном благодаря государственно-частному партнерству, наиболее универсальной формой которого являются концессионные соглашения. Суть этих соглашений в ЖКХ заключается в том, что инвестор вкладывает собственные средства в модернизацию или реконструкцию объекта, а потом получает право его эксплуатировать на определенный срок, достаточный для окупаемости инвестиций и получения определенной доходности. "Значительная часть инфраструктурных и социально значимых проектов реализуется в рамках концессионных моделей, что подтверждается мировой практикой. В Европе каждый год заключаются концессионные соглашения, в рамках которых инвестируются средства в сферу ЖКХ на сумму более $100 млрд", — говорит господин Гуляев.

В ассоциации ЖКХ "Развитие" отводят ключевую роль в этом процессе изменениям законодательства. В частности, поправки в N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" за последние несколько лет обеспечили гарантированную пятипроцентную прибыль инвесторам и снизили риски при вложении средств. "Главное преимущество отрасли — это гарантированный внутренний спрос, рынок стабильный, но не высокодоходный. Он интересен прежде всего для инвестирования на долгий срок. На данный момент главная задача обеспечить приток заемных средств, заинтересовать банковский сектор и настроить механизмы государственной поддержки малых городов с населением до 100 тыс. человек (малодоходные области)", — отмечают в ассоциации.

Задача медленно, но верно выполняется. По данным Минстроя России, на 1 января 2017 года по всей стране заключено 1477 концессионных соглашений. При этом треть из них — только за 2016 год, что превышает в два раза показатель по количеству соглашений в 2015 году. Общий объем инвестиций в отрасль, предусмотренных в рамках действующих концессионных соглашений, составил 196 млрд рублей на январь 2017 года против 67,6 млрд рублей на начало 2016 года.

 Куда инвестировать

В ассоциации ЖКХ считают, что потенциально рынок водоснабжения обладает большей емкостью для привлечения инвестиций. Но низкие тарифы, изношенность инфраструктуры и жесткие природоохранные требования пока не позволяют инвестировать большой объем средств в сферу водоснабжения, отмечают в организации.

"Одним из лучших примеров концессионного соглашения является МУП "Горводоканал Волгограда", находящееся в концессии ООО "Концессии водоснабжения". Волгоградский концессионный проект водоканала по итогам 2015 года признан крупнейшим концессионным соглашением в Европе в сфере водоснабжения по объему подтвержденных инвестиций, которые составили 58 млрд рублей", — говорят в ассоциации. В малых городах также отмечаются успешные концессии, например, в 2015 году в городе Ясногорске Тульской области было заключено концессионное соглашение в сфере теплоснабжения сроком на 15 лет и с инвестициями, составившими более 450 млн рублей.

Господин Гуляев из ИПП говорит, что трубы являются одним из основных активов как в теплосетях, так и в водоканале, а значит, и эффективность инвестиций в большей степени зависит от качества сетей организации. "Так, техническая вода, используемая в тепловых сетях, проходит дополнительную химическую обработку, что повышает износостойкость оборудования, продлевает срок службы, что в конечном счете сокращает длительность цикла окупаемости проекта. В противовес этому, сети водоканала, особенно трубы для питьевой воды, изнашиваются сильнее и подлежат более тщательному обслуживанию и более частой замене, что для инвестора может послужить одним из решающих критериев выбора объекта инвестирования", — отмечает он.

Вложение инвестиций в инфраструктуру ЖКХ одновременно влечет за собой мультипликативный рост экономики и является важным условием для улучшения качества жизни граждан. "При возможной ситуации заморозки тарифов на уровне 1-4% продолжится тенденция установления темпа роста платы граждан за коммунальные услуги на уровне инфляции при одновременном усилении регулирования и контроля со стороны проверяющих органов. Результатом такого сценария станет сворачивание проектов частного бизнеса и "кумовского" ЖКХ, когда в бизнесе остаются только компании, аффилированные с органами власти, защищенные от излишних проверок и имеющие доступ к бюджетным средствам", — резюмируют в ассоциации ЖКХ "Развитие".

 Без разовой нагрузки на бюджет

Власти заинтересованы в привлечении частных инвестиций в сферу ЖКХ. Как отмечают в комитете по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга, софинансирование проектов может осуществляться различными способами — в форме государственно-частного партнерства, концессий, привлечения заемных средств, передачи в долгосрочную аренду имущества Санкт-Петербурга. "Сегодня в Петербурге частично за счет привлеченных заемных средств завершены работы по строительству второй очереди в составе третьего пускового комплекса Юго-Западной ТЭЦ. В пяти районах города осуществлена реализация перевода котельных, переданных в долгосрочную аренду ООО "Петербургтеплоэнерго", на эффективные виды топлива. Рассматривается вопрос о привлечении средств финансово-кредитных организаций на реконструкцию Главной водопроводной станции со строительством нового блока водоподготовки, а также средств частных инвесторов на реализацию локальных инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения", — сообщили в комитете по энергетике.

В то же время там уточняют, что при рассмотрении финансовых моделей реализации концессионного соглашения необходима тщательная проработка и минимизация возникающих при заключении соглашения рисков, связанных с передачей имущества. Кроме того, надо учитывать финансово-кредитную историю предприятия и задолженность за отпущенные коммунальные ресурсы. "В связи с этим передача в концессию имущества Санкт-Петербурга, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий "ТЭК СПб" и "Водоканал Санкт-Петербурга" требует всестороннего финансово-экономического анализа показателей и прозрачных тарифных решений для определения источников возврата инвестиций", — сообщили в комитете по энергетике.

Правительство Ленинградской области согласно, что передача имущества ЖКХ в концессию позволяет проводить необходимые работы по капитальному ремонту, реконструкции без существенной разовой нагрузки на региональный бюджет. "Концессионер вкладывает в проект собственные либо заемные средства, получает прибыль от эксплуатации объекта и за счет инвестирования в развитие территории в зоне внимания объекта. Правительство Ленинградской области возвращает инвестору вложенные средства частями в течение длительного периода времени. Конкретные условия по каждому объекту концессии определяются заключенными контрактами и соглашениями", — пояснили в правительстве. Там отметили, что уже заключили два соглашения в сфере водоснабжения и шесть в сфере теплоснабжения, также в планах проекты с объемом инвестиций около 3,7 млрд рублей. 

Источник:
КоммерсантЪ
архив Новости рынка