rus

ИПП, ПМЭФ, Морской вокзал и «Гавань 2.0»

10 июня 2021

4 июня на Петербургском международном экономическом форуме подписано соглашение Правительства Санкт-Петербурга с «Пассажирским Портом Санкт-Петербург "Морской фасад"», «Азимут Хотелс Компани» и «УК «Севкабель Порт», согласно которому группа компаний «Севкабель» займется реновацией Морского вокзала на Васильевском острове. Компания вместе с гостиничным оператором «Азимут» будет эксплуатировать 5 из 7 этажей здания терминала и осваивать незастроенный участок, прилегающий к Севкабелю для нового строительства, чтобы преобразовать их в часть проекта «Гавань 2.0», объединяющего ватерфронт Васильевского острова от Балтийского завода до Ленэкспо. С включением в «Гавань 2.0» Морского вокзала проект приобрел подлинную целостность и масштаб достойный нашего города.

Комплекс Морского вокзала, построенный для Балтийского морского пароходства в начале 80-х годов, в настоящий момент морально устарел и требует капитального ремонта здания и причалов, обновления инженерных сетей, нового качества сервисов для круизных пассажиров, а также новой роли и функции в общественной жизни города. К этой задаче несколько раз подступались в сытые 2000-е годы российские и иностранные компании, но все предложения, включая снос здания терминала и замену его новым более крупным объектом, не были реализованы дальше архитектурных визуализаций и свайного ростверка.

В 2020-2021 гг. несмотря на пандемию и общую макроэкономическую неопределенность в развитии Морского вокзала был сделан серьезный шаг вперед. Институт проблем предпринимательства (ИПП) по заказу АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» разработал комплексное технико-экономическое обоснование развития имущественного комплекса Морского вокзала. Перед ИПП стояла задача в рамках ТЭО предложить решения, обеспечивающие безубыточность функционирования комплекса и баланс между экономикой и капзатратами в устойчивое функционирование транспортной инфраструктуры морского круизного и паромного туризма, а также проработать возможности для подключения к проекту заинтересованных инвесторов. В составе ТЭО были реализованы: маркетинговое исследование и прогнозирование рынков круизного, паромного туризма и коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге, обследование здания терминала, проработка принципиальных технологических решений по вариантам реконструкции пункта пропуска для пассажиров и грузов, разработка мастер-плана территории и финансово-экономическое моделирование вариантов реализации проекта с обоснованием выбора оптимального из них, отвечающего целям заказчика, города и инвесторов. ИПП подготовил инвестиционный тизер проекта для Администрации Санкт-Петербурга, было организовано взаимодействие с инвесторами проекта «Гавань 2.0», включая участие в проработке моделей входа инвестора в проект развития Морского вокзала.

Работу над ТЭО развития Морского вокзала ИПП организовал с привлечением петербургских компаний, обладающих лучшей отраслевой экспертизой в своих областях – ГК «Ирбис», «СевЗапСпецСвязь», «Архитектурное бюро А.Лен». Слаженная и креативная совместная работа позволила получить экономический, технологический и архитектурный результат, вошедший в число базовых решений крупного проекта развития ватерфронта и реновации исторических промышленных территорий города в районе Гавани и Чекушей – «Гавань 2.0».

 

Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга ИПП

Безлепкин Максим, руководитель департамента маркетинга ИПП:

«Сегодня, когда Морской вокзал готовится к новому этапу своего жизненного цикла, мы видим, что исходные идеи по совмещению функций Морского вокзала, как объекта транспортной инфраструктуры, коммерческой недвижимости и части общественного городского пространства у моря, себя полностью оправдали и оказались востребованными городом, инвесторами и благосклонно приняты обществом. В этом проекте удалось не только найти сбалансированную экономическую модель, но и избежать традиционной российской истории про огораживание заборами и развития в узкой монофункции приема морского транспорта, а также потери Морского вокзала вследствие перепрофилирования под элитную жилую застройку.

Все идет к тому, что на наших глазах в рамках реновации Морского вокзала и реализации проекта «Гавань 2.0» рождается новая жемчужина и точка роста городской экономики и креативных индустрий на Васильевском острове от Балтийского завода до Ленэкспо с доминантой в виде башни Морского вокзала архитектора Сохина. Очень радостно, что наша работа, исследования, обоснования, расчеты и модели стали важной частью реновации и развития двух исторических районов Санкт-Петербурга -  Гавани и Чекушей».

 

Роман Сотников,руководитель проектов в сфере портовой инфраструктуры и водного транспорта ИПП

Сотников Роман, руководитель проектов сфере портовой инфраструктуры и водного транспорта ИПП:

«Проекты, связанные с последовательной и комплексной реновацией фасада города, выходящего на водные просторы Невы и Финского залива, очень важны и актуальны для Санкт-Петербурга. Такое развитие города, замена глубоко индустриальных районов на новые рекреационные и событийные точки притяжения, давно сформированный мировой тренд. Северная столица достойна не только традиционного исторического центра, но и новых креативных пространств.

Реновация Морского вокзала при смелых решениях Администрации Санкт—Петербурга будет в числе первых проектов, способных развиваться по-новому, основываясь именно на общественных пространствах, а не на банальной застройке высвобождаемых территорий только жильем и торговыми центрами. Сохранение при этом функции морского терминала является важным элементом стратегии города по сохранению транспортного потенциала».

Справочно: Проект «Гавань 2.0» сформирован инвесторами с использованием технико-экономических обоснований ИПП, и включает в себя реновацию территории имущественного комплекса Морского вокзала, учитывающую комплексное развитие ватерфронта Васильевского острова от Балтийского завода до Ленэкспо.

Пространство «Гавань 2.0» позиционируется как кластер событийного туризма, который станет объектом притяжения наряду с историческим центром города.

Инвестиции в проект оцениваются в 3,1 млрд рублей, из которых 1,7 млрд составят вложения в реконструкцию Морского вокзала под гостиницу и 1,4 млрд — в новое строительство. Срок окупаемости — около 20 лет.

Окончательный вариант юридической конструкции проекта планируется согласовать к сентябрю 2021 года. После этого инвестор объявит архитектурный конкурс на создание концепции нового пространства.

Источник:
архив Новости компании