rus

Российскому круизному лайнеру быть!

10 марта 2020
Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга ИПП

Безлепкин Максим, руководитель департамента маркетинга Института проблем предпринимательства, кандидат социологических наук:

Проект создания морской судоходной компании в Санкт-Петербурге с восстановлением российского пассажирского судоходства на Балтике – это отличная новая история про долгосрочное развитие страны и нашего города. Он может стать одним из знаковых для Санкт-Петербурга 2020-х годов и в хорошем смысле якорным для развития гражданского судостроения и российского выездного туризма.

Проектирование и строительство нового круизного российского судна продолжит цепочку масштабных инвестиционных планов от создания намывных территорий на Васильевском острове и строительства инфраструктуры крупнейшего российского пассажирского порта «Морского фасада» до создания судоходной компании «Балтийские пассажирские линии» с собственным флотом.

Такие проекты в России принято критиковать, уверяя, что наша страна не способна создать свой круизный лайнер и составить конкуренцию мировым круизным гигантам вроде MSC или Costa, и, дескать, как наши судостроители не будут стараться, все равно из круизного судна получится эсминец. Во многом такое отношение объяснимо. Даже в советский период ни одного круизного судна не сошло с российских верфей, но времена изменились. Международная кооперация судостроителей никуда не делась даже в условиях санкций, а в умении создавать уникальные изделия и продукты российским судостроителям мало кто равен в мире.

Приведем еще несколько доводов и фактов из относительно недавнего прошлого.

Нашей компании в этом году исполняется 28 лет. Основатели Института проблем предпринимательства помнят расцвет и резкий спад Балтийского морского пароходства. Эксперты ИПП выполняли работы по аудиту БМП.

В конце 80-х – самом начале 90-х пароходство являлось крупнейшей судоходной компанией Европы и одной из крупнейших в мире, играло ключевую роль в формировании цен на морские перевозки.На его балансе находилось более 170 грузовых и пассажирских судов, в компании работало свыше 45 тыс. сотрудников, в состав входили десятки предприятий.

Но, увы, уже к середине 90-х руководство компании было арестовано по обвинению в растратах, а к концу 1996 года, когда в пароходстве осталось лишь несколько судов, БМП заявило о своем банкротстве.

Если в советское время было возможно создание крупнейшей флагманской судоходной компании, значит тем более реально сейчас. Поэтому логично, что спустя годы предпринимается новая мощная попытка снова выйти на международный рынок перевозок Балтийского моря с российским судоходным продуктом, сформировать отечественный рынок круизного туризма и получить на нем самостоятельного и экономически успешного игрока.

Путь предстоит тернистый. Проект безусловно имеет ряд рисков – производственных, организационных и технологических, потребует значительных капиталовложений – порядка 25-30 млрд рублей в первые 5-6 лет, но дорогу осилит идущий, и важный шаг уже сделан – компания «Балтийские пассажирские линии» создана, бизнес-план и план действий сформированы.

Уверенности в судьбе петербургского судоходного проекта добавляет то, что наша компания Институт проблем предпринимательства провела в 2019 году огромную работу по обоснованию его бизнес-плана, разработке системы круизных маршрутов по Балтике, сегментированию потребителей, расчету конкурентоспособных цен на морские путешествия, определению технических и потребительских характеристик будущего круизного судна.

Так, только в рамках полевого социологического исследования потребителей круизных и паромных перевозок осенью 2019 года мы опросили более 6 тысяч жителей Санкт-Петербурга, регионов России и зарубежных туристов, а также два десятка ключевых российских и иностранных экспертов из круизной и судоходной сферы. Это значительные цифры, и уверен, что сейчас мало кто знает о российском круизном рынке и запросахпотребителей больше нас.

Серьезное маркетинговое и экономическое обоснование бизнес-плана морской пассажирской судоходной компании и строительства нового российского круизного судна позволяет нам достаточно уверенно говорить, что проект взлетит и будет успешно жить на рынке. Надеемся в ближайшие годы увидеть российский триколор над новейшим круизным судном, сходящим со стапелей петербургской верфи.

 

Алексей Волчков, заместитель руководителя департамента маркетинга ИПП

Волчков Алексей, заместитель руководителя департамента маркетинга ИПП, кандидат социологических наук:

Создание круизной компании и строительство первого отечественного морского круизного лайнера будут способствовать формированию рынка морских путешествий в российском сегменте Балтийского моря. Сейчас предложение полноценных морских круизов длительностью более недели в Балтийском море для русскоязычных туристов фактически отсутствует, если не считать трех иностранных судов, выделяющих в высокий летний сезон отечественным туристам небольшие квоты в порту Санкт-Петербурга (100-200 мест на один рейс).

Социологическое исследование, проведенное ИПП, выявило интерес и показало наличие достаточного потенциального спроса на морские круизы как у жителей Санкт-Петербурга, так и других регионов РФ, а также приезжающих из зарубежных стран. Этот вид путешествий для них привлекателен и с точки зрения выездного туризма, и с точки зрения круизного отдыха на самом лайнере с большими возможностями для активного проведения досуга (рестораны, ночные бары, вечерние шоу-программы, комплекс развлечений на верхней палубе и т.д.). Объем потенциального спроса оценивается ИПП в 100 тыс. круизных туристов в год, и это преимущественно от российских туристов. Наибольшим спросом в круизном путешествии будут пользоваться такие портовые города как Копенгаген, Росток, Стокгольм, Калининград, Рига, Таллин.

Преимущество перед иностранными круизными лайнерами у судна под российским флагом, на наш взгляд, будет состоять в предложении продукта, во-первых, полностью отвечающего стандартам мировой круизной индустрии, а во-вторых, полностью русифицированного и адаптированного под потребности российского клиента (чего не могут в полной мере предложить иностранные круизные операторы).

Важно подчеркнуть, что если отечественная судоходная компания сейчас не задаст определенные стандарты морских путешествий в российском сегменте круизов по Балтийскому морю, то рано или поздно это сделают за нее иностранные круизные компании.

 

Роман Сотников,руководитель проектов в сфере портовой инфраструктуры и водного транспорта ИПП

Сотников Роман, руководитель проектов в сфере портовой инфраструктуры и водного транспорта ИПП:

Главный результат, который был достигнут по итогам проделанной ИПП работы – это ответ на вопрос: «Что строить?». Выход на розничный высококонкурентный рынок в такой фондоемкой сфере туризма как морские круизы – очень амбициозная задача, требующая концентрации знаний и стараний многих специалистов. Определение правильного вектора приложения усилий государства, судостроителей и экспертов экономистов, выбор корректных и обоснованных критических факторов успеха проекта были ключевыми задачами предпроектной стадии.

Полагаем, что на сегодня, в итоге выполненной работы, существуют полная ясность и ответ на поставленный вопрос о создании судоходной компании и строительстве российского лайнера.

Решение таких масштабных задача всегда дает значительный импульс для развития конкретной отрасли и страны в целом. И несмотря на безусловно слабые позиции в области строительства круизных судов, фактическое отсутствие отечественного рынка туристического круизного продукта, в настоящий момент сложилась уникальная ситуация, когда в стране имеются как ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные), так и рыночная основа (спрос со стороны российских туристов) для реализации подобных прорывных проектов.

Россия не просто выйдет на рынок круизного туризма с инновационным судном, страна выйдет на рынок Балтийского моря, где сейчас действуют одни из самых высоких требований к экологичности судоходства. Поэтому проектом предусмотрено, что судно должно работать на современном и высокоэкологичном виде топлива –сжиженном природном газе (СПГ), отвечающем всем, даже в перспективе, самым высоким, требованиям международной конвенции MARPOL. Сегодня на рынке Балтики представлены единицы таких судов.

В рамках проекта была построена финансовая модель, основанная на глубоком маркетинговом исследовании. Сделан вывод, что при должной поддержке государства проект реализуем и финансово устойчив, а комплексный эффект, достигаемый в результате его воплощения, имеет стратегическое значение для страны.

Фотографии: Пресс-центр ИПП.

Источник:
архив Новости компании