rus

«Россия» уходит под землю

23 января 2024

Петербургский банк выиграл конкурс на прием безнала на станциях метрополитена за 1,98 млрд рублей

АО «АБ "Россия"» ближайшие пять лет будет обеспечивать ГУП «Петербургский метрополитен» услугой торгового эквайринга. Речь идет об оказании финансовых услуг при оплате банковскими картами на станциях подземки за 1,55% от суммы каждой операции и фискализации оплаты на турникетах с комиссией около 0,14%. Банк выиграл конкурс ГУП, снизив начальную стоимость услуги с 2,3 до 1,98 млрд рублей, обойдя «Сбер». Эксперты называют стоимость исполнения контракта близкой к рыночным реалиям, отмечая привлекательность предложения и обоюдную выгоду для участников сделки.

Результаты аукциона по ранее объявленному конкурсу от ГУП с начальной ценой 2,3 млрд рублей опубликованы на сайте госзакупок. В конкурсе принимали участие две финансовых организации: Сбербанк и банк «Россия». Последняя стала победителем, снизив начальную стоимость услуги на 13%: с 2,3 до 1,98 млрд рублей. «Ъ-СПб» запросил у «Сбера» информацию, намерен ли банк оспаривать результаты конкурса. На момент публикации ответа не поступало.

Согласно конкурсной документации, в рамках договора АО «АБ "Россия"» за свой счет установит необходимое оборудование для проведения операций оплаты (POS-терминалы), в том числе программное обеспечение в кассах, автоматах по продаже билетов и жетонов, а также на универсальных турникетах. Сколько единиц оборудования будет установлено и на каких станциях, на момент выхода заметки в ГУП «Петербургский метрополитен» не ответили.

По данным на 29 декабря 2023 года, петербургская подземка насчитывает 299 касс, 323 автомата по продаже проездных билетов, 221 автомат по продаже жетонов и 729 универсальных турникетов. Также в подземке уже используют банковские терминалы PAX D200, PAX IM 20, POS Verifone VX520 + Verifone 1000se.

Предварительно стоимость услуг эквайринга по платежным системам «Мир» (в том числе, по Единой карте петербуржца — ЕКП), Visa International, MasterCard Worldwide и UnionPay International составит около 1,55% от суммы каждой операции оплаты, комиссия за услуги фискализации — около 0,14%.

Срок оказания услуг охватывает период с момента подписания контракта до 31 марта 2027 года или до момента достижения общей стоимости услуг, в зависимости от того, что наступит раньше.

Первые оборудованные модулем для приема карт турникеты появились в петербургском метро в 2015 году. Услуги эквайринга на станциях подземки предоставлял банк «Санкт-Петербург», подписавший договор с ГУП в 2014 году. Летом 2022 года на станции «Достоевская» стартовал эксперимент по оплате банковскими картами на турникетах, в кассах и автоматах по продаже билетов и жетонов, где эквайрингом занялся банк «Россия», а не банк «Санкт-Петербург», как на остальных станциях, сообщал «Питертранспорт». Эксперимент с АБ «Россия» должен был продлиться до конца 2022 года.

В ноябре 2022 года ГУП «Петербургский метрополитен» объявило аукцион по оказанию услуг торгового эквайринга начальной стоимостью 2,6 млрд рублей, однако закупка была отменена по решению заказчика.

Эксперты сходятся во мнении, что предложение ГУП для банка выглядит привлекательно, а комиссия за услуги вполне соответствует рынку для крупного бизнеса с большим количеством операций и оборотом.

Обеспеченность долгосрочным постоянным денежным потоком для банка — залог устойчивости и показатель доверия со стороны социально значимого инфраструктурного экономического субъекта, полагает руководитель отдела финансового и управленческого консалтинга ИПП Евгений Гуляев. Вместе с тем, по словам эксперта, для предприятия предложение не менее привлекательно, поскольку в рамках аукциона стоимость услуги удалось снизить почти на 14%.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский говорит, что для банка торговый эквайринг — стабильная и регулярно растущая платформа для интеграции своей базовой услуги, которая за счет развития метрополитена и регулярного роста пассажиропотока получает в будущем гарантированный источник дохода. «Инвестиции имеют средний срок окупаемости, между тем, учитывая специфику такого эквайринга и его техническую сторону, ГУП получает стабильного партнера по обеспечению финансовой стороны вопроса по проведению операций, а банк — дополнительный финансовый поток»,— отмечает эксперт.

Из рисков реализации проекта аналитик называет возможность сбоев и возникающей материальной ответственности в случае каких-либо неполадок оборудования. Между тем, учитывая уже имеющийся опыт других транспортных эквайеров, исполнитель контракта может избежать сложностей при должном внимании к деталям его исполнения, полагает господин Жарский.

Источник:
Автор:
Владимир
Колодчук
архив Пресса о нас