rus

Круглый стол: Как бизнесу привлекать финансирование

21 декабря 2006

СПб. Корпоративные финансы — одно из самых динамично развивающихся направлений для крупных банков и консалтинга.

О том, какие потребности в привлечении финансирования существуют у предприятий, финансисты размышляли на круглом столе.

Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства: «Самое популярное слово в 2006 г. на рынке корпоративного финансирования – это IPO. Достаточно много компаний сейчас задумались об этом. Но в настоящий момент они ограничиваются первым шагом—выпуском облигационного займа. Этот рынок (выпуск облигаций, дальнейшее IРО) развивается достаточно быстро, но сейчас он пока относительно свободен. Лет через пять различных размещений (предложений облигаций и акций) будет в разы больше, поднимется конкуренция за получение финансирования».

Илья Злуницын, директор Северо-Западного филиала ОАО «АКБ «Росбанк»: «Среди клиентов банка не только крупные корпоративные компании, но и субъекты Федерации различного уровня.

Для организации выпуска облигационного займа компания должна соответствовать определенным требованиям: как минимум иметь для этого желание, хорошую кредитную историю, желательно в крупных банках, прозрачную структуру активов и обязательств, иметь достаточный собственный капитал, занимать определенную долю на региональном или национальном рынке. Также при выпуске корпоративных облигаций необходимо полное раскрытие информации о конечных бенефициарах и движениях товарно-финансовых потоков. Неготовность к публичности часто становится основной причиной, по которой некоторые компании не готовы к размещению.

Хотя экономический эффект стоит того: выпуск облигационного займа для компании обходится значительно дешевле, чем ссуда. Например, банковский кредит в рублях на 3-4 года у банка будет стоить на 3-4% годовых дороже, нежели стоимость обслуживания займа на этот же срок».

Павел Чехонин, ведущий эксперт БДО «Юникон Северо-Запад»: «Для многих компаний применение IPO данного инструмента нецелесообразно (а иногда и невозможно). Как показывает практика, иногда можно гораздо более эффективно использовать те же самые облигационные инструменты, банковские кредиты и другие источники привлечения средств.

Компании в процессе своего эволюционного развития проходят ряд ступеней, каждая из которых характеризуется определенным подходом к финансированию деятельности».

Юрий Зачек, директор юридической практики Петербургского филиала ЗАО «Делойт и Туш СНГ»: «Наш опыт показывает, что корпоративные структуры многих российских компаний, особенно среднего бизнеса, далеки от оптимальных. Зачастую они представляют собой некий клубок юридических лиц в России и в офшорах, со сложными структурами владения и договорными отношениями между собой, требующими значительного времени для понимания того, как все это управляется и работает. В этом случае реструктуризация и построение корпоративной структуры, понятной инвесторам с юридической и налоговой точек зрения, являются ключевыми в списке задач по выходу на рынки капитала».

Елена Ульянова, директор департамента консалтинга Петербургского филиала ЗАО «Делойт и Туш СНГ»: «При определении структуры и методов привлечения финансирования компании должны учитывать свои стратегические цели и свои возможности. Когда компании выбирают IPO? В первую очередь, когда необходимо обеспечить ликвидность акций, беззалоговое финансирование проектов, когда речь идет о суммах финансирования, превышающих кредитный лимит компании».

Алла Трубникова, советник управляющего филиалом Национального резервного банка (НРБ): «НРБ тоже предоставляет услуги в области корпоративного и проектного финансирования.

При заинтересованности компании в привлечении кредитных ресурсов, облигационных займов, акционерного капитала работа с профессиональными финансовыми консультантами может быть эффективна в том случае, когда схемы привлечения инвестиций разрабатываются ими с учетом требований и возможностей потенциальных инвесторов. У банка есть успешный пример сотрудничества с родственной консалтинговой компанией «НРБ-финансы», благодаря которому реализован ряд успешных инвестиционных проектов».

Александр Прокопец, менеджер филиала «Эрнст энд Янг» в Санкт-Петербурге, консультационные услуги по сделкам: «Одним из важных этапов любой сделки является финансовая и налоговая экспертиза (due diligence), в ходе которой проверяется соответствие данных заявленных продавцами бизнеса в ходе переговоров реальному положению дел. Мы проводим анализ бизнеса компании с целью определения возможных рисков для покупателя. Мы также пытаемся определить «нормализованную прибыльность» компании. Обычно инвесторов интересуют показатели выручки и EBITDA, а также отсутствие скрытых обязательств, которые могут в будущем негативно повлиять на бизнес. При предоставлении данных потенциальному покупателю у собственников компаний возникает некое внутреннее противоречие. С одной стороны, они хотят представить бизнес понятным и прозрачным; с другой стороны, есть желание как можно дороже его продать. Это часто приводит к завышению финансовых показателей, отражению более радужной картины».

Дмитрий Бабинер, партнер фирмы «Эрнст энд Янг», руководитель отдела налоговых и юридических услуг в Петербурге: «Возможно, 200 региональных компаний потенциально могли бы привлечь капитал посредством IPO. Но мне представляется, что в ближайшей перспективе они это не сделают по разным причинам. Во-первых, неочевидно, что IPO—оптимальный вариант развития, и, во-вторых, это достаточно дорогостоящий инструмент. Тенденция в Петербурге сегодня популярность облигационных займов, требования к которым на порядок ниже, чем к IPO. Вторая тенденция—процессы слияния и поглощения. Объем сделок растет, и не только при приобретении российских компаний иностранными инвесторами, но и между российскими компаниями».

Юлия Новикова, старший аналитик департамента корпоративных финансов «Инвестиционного банка КИТ Финанс»: «Мы являемся сторонниками той идеи, что любая компания должна развиваться поступательно и исходить из принципа экономической целесообразности при построении своих планов по финансированию инвестиционной программы.

На каком-то этапе жизненного цикла компания может удовлетворять свои потребности в капитале, используя только кредитные ресурсы.

Впоследствии, по мере наращивания кредитного плеча, компании обращаются к рынку долевого капитала и привлекают финансовых или стратегических инвесторов в ходе проведения публичного или частного размещения акций. На финансовом рынке существует практика предоставления бридж-кредитов компаниям, планирующим размещение акций или долговых инструментов. В этом случае банк-кредитор, предоставивший бридж-кредит, является одновременно организатором размещения. Бридж-кредит позволяет компании получить средства для исполнения инвестиционной программы до момента привлечения капитала на финансовом рынке. Для банка-кредитора данный вид кредита является менее рискованным, поскольку позволяет контролировать процесс привлечения финансирования».

Сергей Быковский, директор корпоративного бизнеса Петербургского филиала Банка Москвы: «Для большинства компаний Северо-Запада стремление к IPO скорее дань современным тенденциям, чем реальный способ получения денежных средств. Есть не менее эффективные механизмы финансирования. Это и облигационные займы, и финансирование при помощи CLN, и др. Хочу заметить, что сегодня, приходя в наш банк, компания получает не только услуги по привлечению средств, но и зачастую совместно с сотрудниками банка разрабатывает целую финансовую модель своего будущего развития».

Источник:
№239 (2316) от 21 декабря 2006
Автор:
Ульяна
Амосова
архив Пресса о нас