rus

Конкурентные преимущества макрорегиона как основа для интенсификации развития СЗФО

14 октября 2016

Леонид Ивановский, руководитель отдела стратегического консалтинга Института проблем предпринимательства

В настоящее время в Северо-Западном федеральном округе реализуется стратегия социально-экономического развития, утвержденная распоряжением правительства РФ от 18 ноября 2011 г. № 2047-р. Она была разработана в период стабилизации социально-экономических процессов в России, комплиментарных геополитических условий и благоприятных прогнозов, предполагавших длительный период роста макроэкономических показателей.

Однако за последние 2–3 года произошли значительные изменения как внутренних, так и внешних условий, существенно влияющие на ход и результаты реализации Стратегии.

Изменение внешних и внутренних условий

К числу позитивных факторов, интенсифицирующих социальную направленность деятельности региональных органов власти, следует отнести указы Президента РФ №№ 596–606, вступившие в силу 7 мая 2012 года. Данные указы определяют новые приоритеты региональной социальной и экономической политики в сфере демографии, здравоохранения, образования и науки, модернизации оборонно-промышленного комплекса, повышения качества жилищно-коммунальных услуг и так далее. В качестве отдельного направления выделены задача последовательного повышения заработной платы педагогических работников, врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников.

Однако в этот же период стали проявляться и негативные факторы. Спад в мировой экономике, а также снижение цен на нефть при росте ее добычи основными участниками рынка, отрицательно сказались на России. Ситуация усугубилась после введения в 2014 г. в связи с событиями на Украине Соединенными Штатами Америки, странами ЕС и другими странами экономиче- ских санкций в отношении России, в том числе закрытия внешних рынков капиталов.

Одновременно усилилось политическое давление на Россию со стороны западных стран, активизировались демонстративные действия вооруженных сил стран НАТО, представляющие реальную военную угрозу. Это потребовало дополнительных расходов на укрепление вооруженных сил страны: реформирования военно-воздушных и космических сил, укрепления военно-морского флота и других действий оборонительного характера.

Под воздействием названных негативных факторов экономические показатели страны последовательно снижались, а к началу 2015 г. экономика России перешла в состояние стагнации. По данным прогноза Минэкономразвития РФ, базирующегося на гипотезе ухудшения внешнеполитических условий, сохраняющегося геополитического напряжения и продолжения действия санкций в отношении России, в 2015 г. среднегодовые темпы прироста производства ВВП стали отрицательными, достигнув значения –3% для ВВП и –1,6% для промышленности. Положительную динамику сохранило сельское хозяйство.

Перечисленные геополитические угрозы, изменения внешней и внутренней экономической среды снизили эффективность мер по социально-экономическому развитию округа, оказали существенное влияние на возможности выполнения целевых показателей и достижения стратегических целей. Возникла объективная потребность актуализации Стратегии социально-экономического развития округа, уточнения миссии и видения будущего, иерархии целей, корректировки целевых показателей, изменения плана мероприятий. Актуализация Стратегии требуется также для учета позитивных тенденций, связанных с реализацией «майских» указов Президента РФ.

Место и роль СЗФО в новых условиях

Геополитические и экономические изменения привели к существенной трансформации роли Северо-Западного феде­рального округа в экономике страны. Сформировалась главная функция округа – обеспечение внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира. Это обусловило быстрое развитие транспортной инфраструк­туры и трансграничного сотрудничества, а также ориентацию значительной части бизнеса на обслуживание внешнеэкономи­ческих связей.

Увеличилось значение СЗФО как крупной перспективной природно-ресурсной базы развития страны. Восстанавливает­ся его роль в освоении арктических территорий, примыкающих к РФ.

Северо-Западный федеральный округ и прежде всего – Санкт­Петербург остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики всей страны, производства высокотехнологичной продукции и транспортных средств. Сохраняется значение округа в развитии лесопромыш­ленного и рыбохозяйственного комплексов. Субъекты Российской Федерации, находящиеся в границах округа, динамично развиваются как туристические центры. Северо-западная часть России является одной из привлекательных территорий страны, притягивающих население и бизнес из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Существенен вклад субъектов РФ, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, в общий экономиче­ский потенциал РФ.

По объему валового регионального продукта СЗФО занимает четвертое место среди федеральных округов. На долю его при­ходится 10,3% общего объема валового регионального продукта страны.

На долю субъектов РФ, находящихся в границах Северо­Западного федерального округа, приходится 12,4% промышлен­ного производства. По объему отгруженных товаров собствен­ного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» Северо-Западный федеральный округ занимает третье место (после Центрального и Приволжского федеральных округов), его доля составляет 14,1%.

Однако динамика сокращения промышленного производ­ства, в том числе в обрабатывающих секторах, наблюдаемая в последние годы (таблица 1), привела к изменению структуры промышленности. В валовом выпуске растет доля добывающих секторов и сокращается доля обрабатывающих, что в перспекти­ве может иметь негативное влияние на характер последующего экономического роста.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что спад в ми­ровой экономике оказал заметное влияние на Северо-Западный федеральный округ, его экономика нуждается в модернизации. Вектор модернизации отраслевой структуры отечественной эко­номики определяется приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, объявленными указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899. При этом все отмеченные в указе на­правления модернизации связаны с активным внедрением инноваций.

Конкурентные преимущества Северо-Запада

Для выхода из сложившейся ситуации экономического спа­да вполне логичным является поворот вектора экономической политики Северо-Западного федерального округа в сторону использования конкурентных преимуществ округа и ориента­ции на развитие инновационных отраслей. Выполненный нами анализ показал, что СЗФО обладает значительным конкурентным потенциалом. Его главные преимущества, в укрупненном виде, характеризуются рядом факторов.

Округ имеет выгодное географическое положение. Оно определяется:

  1. Близостью к крупнейшим потребительским рынкам России (Центральный Федеральный округ) и Европы (Северная и Цент­ральная Европа, Прибалтика). Макрорегион имеет непосред­ственную границу со странами Евросоюза (Финляндия, Латвия, Эстония, Польша, Литва), с Норвегией и Белоруссией, выходы к Балтийскому, Баренцеву и Белому морям, значительные пор­товые мощности (грузооборот 258,4 млн тонн), включая два неза­мерзающих порта в Калининграде и Мурманске.
  2. Прохождением по территории макрорегиона ряда отече­ственных и международных транспортных коридоров, в том числе: 9-й панъевропейский, «Север – Юг», «Транссиб», Волго­Балтийский путь, Северный морской путь.
  3. Наличием на территории макрорегиона развитой сети тру­бопроводного транспорта, в том числе экспортного назначения («Северный поток», Балтийская трубопроводная система и др.).
  4. Возможностью эффективного контроля, обороны и освое­ния Арктической зоны РФ, находящейся в пределах Северо­Западного федерального округа, в том числе шельфовых место­рождений углеводородов.
  5. Включенностью в процессы приграничного сотрудниче­ства с государствами Северной Европы, Прибалтики и арктического пояса.

Северо-Запад обладает значительной минерально-сырьевой базой (нефть, газ, уголь, апатитонефелиновые руды, никель, титан, марганец, кобальт, алмазы, сланцы, янтарь, строительные материалы, редкоземельные металлы и др.), что обуславливает развитие добывающих производств и создает благоприятные условия для развития обрабатывающего сектора (химического производства, металлургии, деревообработки, строительства, машиностроения).

Округ богат высококачественными биологическими (до 20% российского вылова рыбы), водными (большая сеть пресных водоемов, 50% запасов пресной воды Европейской части России), а также лесными (общие запасы 10 млрд м., расчетная лесосека – 108 млн м.) ресурсами.

Создана инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса и привлечения инвесторов (индустриальные/промышленные парки, технопарки, IT-парки, бизнес-инкубаторы и др.).

Развита научная и образовательная база, включающая организации отраслевой и академической науки (действуют научные центры РАН, более 500 организаций, выполняющих НИР), образовательные учреждения (более 100 вузов), инновационные и исследовательские центры.

Округ богат туристскими ресурсами: природными (лес, речные и озерные системы, уникальные ландшафты и природные памятники, животный мир, рыбные ресурсы), атмосферными (белые ночи, северное сияние), социально-культурными, историческими, а также высокой культурной и событийной активностью. Созданы объекты туристского показа, инфраструктура гостеприимства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные, интеллектуальные, оздоровительные и гастрономические потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию высокого уровня жизнедеятельности. На территории макрорегиона находится треть (восемь из двадцати шести) российских объектов из списка объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО. Крупнейший город округа – Санкт­Петербург – является наиболее значительным центром культурно­познавательного туризма международного значения в РФ, интенсивно развивается как центр индустрии делового туризма.

На Северо-Западе находится вторая по величине в РФ городская агломерация – Санкт-Петербургская (население около 5,5 млн человек), образующая крупнейший на территории округа культурный, промышленный, транспортный и научно­образовательный центр с высоким качеством жизни и большой миграционной привлекательностью.

Одной из основных экономических специализаций макрорегиона является транспорт и связь, в первую очередь в части организации транспортно-логистических услуг, использующих выгодное географическое положение макрорегиона. Ключевыми объектами транспортного комплекса являются морские торговые порты (Усть-Луга, Санкт-Петербург, Приморск, Мурманск, Высоцк, Калининград, Архангельск и др.), ориентированные на перевалку экспортоориентированных грузов (нефть, сжиженный газ, нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, сера, лес круглый и лесоматериалы и др.) и обслуживание импорта продукции высокого передела из Европы, Азии и США. На Северо­Западе находятся два из трех крупнейших российских портов (Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербург).

Крупнейшим объектом пассажирского транспорта в макрорегионе является аэропорт Пулково (третий аэропорт по пассажиропотоку в РФ, 14,26 млн обслуженных пассажиров, 2014 г.), связывающий в качестве хаба столицы и крупные города субъектов Федерации Северо-Западного федерального округа с внутрироссийскими и международными направлениями полетов.

В округе развита обрабатывающая промышленность (доля в ВРП СЗФО – около 21,4%), представленная машиностроением, лесоперерабатывающей, химической, пищевой и другими отраслями, а также действующими инновационными кластерами судостроения, радиоэлектроники и приборостроения, инфор­мационных технологий, медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий.

Важной отраслью специализации Северо-Западного федерального округа является производство металлов. Металлургический комплекс удовлетворяет потребности макрорегиона в металлах, конструкционном литье, прокате, стальных и чугунных трубах, крепежных изделиях, проволоке, метизах и т. п. Центрами производства являются Вологодская область (Череповец – черные металлы), Мурманская область (Мончегорск, Никель – цветные металлы), Республика Карелия (Кандалакша, Надвоицы – алюминий), Ленинградская область (Волхов – алюминий), Санкт-Петербург (металлопрокат).

В составе машиностроительного комплекса макрорегиона приоритетные специализации принадлежат судостроению (гражданскому и военному), электротехническому, энергетическому, тракторному и сельскохозяйственному машиностроению, приборостроению (с преимущественной ориентацией на нужды оборонно-промышленного комплекса), станкостроению и электронной промышленности. Основные предприятия комплекса расположены в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской, Калининградской, Вологодской областях. На территории макрорегиона действует инновационный территориальный кластер – Архангельский судостроительный, ориентированный на полный комплекс судостроения для нужд освоения континентального шельфа.

В химическом комплексе макрорегиона основная специализация приходится на производство резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, сельскохозяйственных удобрений, пластмасс, лакокрасочных изделий, кислот, горюче-смазочных материалов, реактивов, химико-фармацевтических препаратов (создан инновационный кластер). Центрами производства химического комплекса являются Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская области; в части горюче-смазочных материалов – Ленинградская область (Киришинефтеоргсинтез, Кириши) и Республика Коми (Ухтинский НПЗ, Ухта).

Специализациями химико-лесного комплекса являются производство пиломатериалов, производство фанеры и плитной продукции, мебели, производство целлюлозы и бумаги, тары и упаковки. Значимые центры производства по специализациям находятся вблизи лесной ресурсной базы – Ленинградская, Вологодская области, Республика Карелия.

В комплексе отраслей легкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфоро­фаянсовая промышленность. Основным центром текстильной, трикотажной, льняной и обувной промышленности является Санкт-Петербург и Псковская область, крупнейшие производства фарфоро-фаянсовых изделий сосредоточены в Новгородской и Ленинградской областях, Санкт-Петербурге.

Специализацией индустриально-строительного комплекса является производство железобетонных изделий и конструкций, стекольная промышленность, производство строительных материалов. Центрами производства строительных изделий высокой степени переделки являются Санкт-Петербург и Ленинградская область, обеспечивающие потребности Санкт-Петербургской агломерации, производство нерудных строительных материалов – Республика Карелия, Ленинградская область и др.

Важной отраслью специализации регионов Заполярья является рыболовство и рыбоводство. По объему добываемой рыбы макрорегион уступает только Дальневосточному федеральному округу. В Баренцевом море ведется лов ценных рыб: трески, сельди, морского окуня и др., развиваются аквакультурные формы производства рыбы (форель, лосось). Переработка рыбы осуществляется рыбокомбинатами в Мурманске, Санкт-Петербурге и Калининграде.

Резюмируя, можно с полным основанием говорить, что Северо-Западный федеральный округ – это северо-западные «ворота» России, обеспечивающие внешнеэкономическое и политическое взаимодействие страны с окружающим нас миром, крупнейший в стране транспортно-логистический и транзитный комплекс, крупный поставщик товаров и услуг (включая инновационно-интеллектуальные услуги) для регионов России, источник и кладовая природно-сырьевых, туристических, культурных и интеллектуальных ресурсов, образующих в совокупности потенциал будущего развития России на длительную перспективу.

Основные ограничения

По результатам анализа ограничений и проблем развития субъектов Федерации, входящих в макрорегион, анализа документов стратегического планирования, планов развития и данных федерального статистического наблюдения нами выявлены следующие основные проблемы и ограничения развития макрорегиона:

  • значительная сырьевая ориентированность экономики округа, высокая зависимость от конъюнктуры цен на сырьевые продукты (нефть, газ, уголь, металлы, лес, минеральные удобрения);
  • неполное использование природного ресурсного потен­циала территории вследствие низких темпов геологоразведки, малого числа новых проектов по созданию инфраструктуры для освоения месторождений и переработки сырья;
  • суровые природно-климатические условия на значитель­ной части территории макрорегиона, определяющие высокий уровень затрат на содержание всех видов инфраструктур, высо­кие затраты на энергетические ресурсы;
  • низкая плотность расселения, большие расстояния между населенными пунктами в арктической зоне округа;
  • относительно низкий уровень плотности железных и авто­мобильных дорог (четвертое место среди федеральных округов);
  • значительный износ основных фондов крупных градо­образующих предприятий в целлюлозно-бумажной и горно­обогатительной промышленности;
  • диспропорции в обеспечении доступности электроэнер­гии и газа для промышленных потребителей макрорегиона;
  • низкая заинтересованность предприятий макрорегиона во внедрении инноваций, накопление технологического отста­вания, использование устаревших лицензионных технологий;
  • диспропорции в подготовке кадров для экономики, от­сутствие квалифицированных рабочих и инженерных кадров для высокотехнологичной обрабатывающей промышленности, эко­номики знаний, добывающей промышленности;
  • значительное расслоение населения по уровню доходов (город – сельская местность);
  • метрополитенизация системы расселения, концентрация населения вокруг Санкт-Петербурга и крупных городов макроре­гиона, депопуляция большого числа малых населенных пунктов;
  • отсутствие утвержденной концепции развития крупней­шей агломерации макрорегиона – Санкт-Петербургской город­ской агломерации, обеспечивающей ее переход к полицентри­ческой модели расселения и сбалансированному развитию экономики и городской среды.

Ряд ограничений и проблем препятствует активизации приграничного сотрудничества в регионах СЗФО. Ограничения и проблемы носят политико-правовой, инфраструктурный, финансовый, организационный, административно-управленческий характер.

Вывод: нужен поворот вектора развития

В ситуации экономического спада вполне логичным является поворот вектора экономической политики Северо-Западного федерального округа в сторону использования конкурентных преимуществ округа и ориентации на ускоренное развитие через поддержку инновационных отраслей и интенсификацию использования всех видов ресурсов.

При этом Северо-Западный федеральный округ имеет ряд конкурентных преимуществ, обеспечивающих ему превосходство по отношению к другим федеральным округам в борьбе за рынки. К числу наиболее важных относится выгодное географическое положение, значительная разведанная минерально­сырьевая база (нефть, газ, никель, титан, кобальт, редкоземельные металлы, алмазы и др.), доступные биологические и лесные ресурсы, развитая транспортно-логистическая сеть и другие.

В округе имеются реальные возможности использования конкурентных преимуществ для наращивания производства высокотехнологичной продукции и услуг в судостроении, фармацевтике, радиационных медицинских технологиях, информационно-коммуникационной отрасли, атомной энергетике, радиоэлектронике, двигателестроении, оборонно­промышленном комплексе и др. отраслях.

Необходимым условием реализации конкурентных преимуществ округа и нивелирования факторов, ограничивающих развитие, является широкая координация усилий и ресурсов органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, бизнес-сообщества, научных, образовательных и инжиниринговых организаций по эффективной реализации межрегиональных стратегических целей и проектов, согласованных с региональными и местными задачами социально-экономического развития.

Автор:
Леонид Ивановский, руководитель отдела стратегического консалтинга Института проблем предпринимательства
архив Пресса о нас