После драки можно помахать кулаками

17 мая 2004

СПб. Когда компанию объявляют банкротом, не теряющий своей актуальности вопрос «что делать?» кажется неуместным. Тем не менее, и в этом случае можно получить на него ответ.

Это случилось. Компания по решению арбитражного суда признана банкротом. Кредиторы по закону могут вернуть свои деньги несколькими путями: путем введения внешнего управления и в случае санации, т.е. когда третья сторона окажет финансовую помощь должнику. Впрочем, специалисты говорят, что второй случай в практике случается крайне редко. Как правило, компанию ликвидируют, выставляя ее имущество на торги. Либо в результате усилий внешнего управления удается, как говорится, «изыскать внутренние резервы». Процедура эта долгая и может продлиться несколько лет.

Поскольку банкротство многоэтапный процесс, то каждый из этапов имеет свои особенности. Ими же определяются особенности поведения менеджера с персоналом и руководством компании.

Наблюдение

Специалисты советуют на начальном этапе, т.е. когда идет процедура наблюдения, получить исчерпывающую информацию о проведенных руководством компании мероприятиях. По словам руководителя отдела организационного развития Института проблем предпринимательства Юлии Николаевой, это позволит вести грамотную работу с персоналом. «Прежде всего необходимо уточнить с бухгалтерией сумму долга по заработной плате и организовать подачу требований работников о внесении в реестр кредиторов, — говорит Юлия Николаева. — Эти действия позволят защитить права сотрудников компании. В то же время в обязательном порядке должно быть проведено собрание работников».

На этом этапе может возникнуть проблема массового добровольного увольнения. Мол, чего ждать у моря погоды, лучше раньше, чем поздно. Однако специалисты уверяют, что в этом случае у менеджеров найдутся свои доводы. «Ситуация банкротства — это еще не конец бизнеса, — уверена Юлия Николаева. — Необходимо давать персоналу исчерпывающую информацию о состоянии предприятия, для того чтобы они могли принимать взвешенные решения о своей дальнейшей карьере». Обычно разделить сложный период в жизни компании готовы только наиболее лояльные ей сотрудники.

Ликвидация

Если восстановление платежеспособности предприятия невозможно и происходит ликвидационная процедура, то задача менеджера минимизировать риски сотрудников, связанные с их высвобождением.

Впрочем, еще в ходе этапа наблюдения менеджер может провести кадровый анализ своего подразделения: кого сразу уволить, с кем поговорить, чтобы остаться. Правильно уведомить работников о предстоящем увольнении и психологически подготовить их к этой процедуре тоже непосредственная задача менеджера.

Самое главное на всех этапах процедуры банкротства — информация. По словам специалистов, это залог правильных решений. «Менеджер должен получать максимум информации от вышестоящего руководства и своевременно уведомлять своих сотрудников о предстоящих изменениях в их карьере», — убеждена Юлия Николаева.

Профилактика

Основная причина, по которой собственники (если, конечно, не они инициаторы банкротства) теряют свои компании в ходе процедуры банкротства, — неэффективный контроль за исполнительным органом, т.е. за директором. Среди наиболее частых злоупотреблений должностными обязанностями специалисты называют заключение договоров с фирмами на льготных для них условиях с последующим получением директоратом так называемого «отката»; приобретение дорогих машин, недвижимости на родственников с целью якобы экономии налоговых платежей с присвоением в дальнейшем этого имущества; либо предоставление льготных займов своим знакомым и родственникам. Специалисты уверены — список можно продолжать.

Конечно, можно назначать ревизионные комиссии, проводить аудиторские проверки, но, как правило, к этому подходят формально, аудиторов заказывают сами директора, которые им платят и т.п. Более того, по мнению юристов, ни закон об акционерных обществах, ни признание сделок, заключенных директором, ничтожными не позволяет вернуть собственникам их имущество. Очень часто директор заранее заботится о том, чтобы оказаться гол как сокол. «Владельцу бизнеса в ситуации угрозы банкротства можно посоветовать не доводить дело до начального этапа, — говорит Юлия Николаева. — Как только владелец получил исковое заявление от кредитора, он должен предпринять активные действия, обратиться за консультационной помощью». Специалисты уверяют, что даже в этом случае эффективное сопротивление еще возможно.

Источник:
понедельник 17 мая 2004 г.
Автор:
Анжелика
Тихонова
архив Пресса о нас