Под прессом госконтроля: к чему готовиться бизнесу в 2026 году
В уходящем 2025 году бизнес активно адаптировался к усиливающемуся госконтролю, и в следующем году этот процесс продолжится. Как подготовиться к изменениям наиболее эффективно — РБК Петербург спросил у юристов
Турбулентная экономическая среда, продолжение корректировок налогового и трудового законодательства, активное использование контрольно-надзорными органами цифровых механизмов аналитики и изменение административно-правового регулирования заставляли и юристов, и предпринимателей постоянно держать руку на пульсе и искать новые стратегии защиты бизнеса. Компании приходят к пониманию необходимости юридической профилактики и проактивных действий и все чаще начинают использовать преимущества системного комплаенса. Какие законодательные изменения сильнее всего отразились на бизнесе, с какими запросами компании обращались к юридическим консультантам в 2025 году и к чему готовиться юристам и предпринимателям в 2026 году — РБК Петербург рассказали руководители ведущих юридических компаний Санкт-Петербурга.
Основы выживания
В 2025 году бизнес продолжал адаптироваться к усилению государственного контроля и в экономической, и в правовой сфере. Высокие инфляция и ключевая ставка, а также последовательная корректировка налогового и трудового законодательства серьезно влияли как на операционные модели компаний, так и на корпоративные процессы. «Наиболее значимыми для широкого круга бизнес-субъектов в 2025 году стали изменения в налоговом законодательстве, ужесточение ответственности в сфере обращения с персональными данными, введение 3%-го сбора с участников рекламного рынка и изменения в трудовом законодательстве в части премирования сотрудников», — перечисляет ключевые изменения генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании Blcons Group Мария Стригалева.
Важной для бизнеса новацией уходящего года стало расширение контрольных возможностей налоговых органов за счет использования цифровых механизмов аналитики. Благодаря «умным» технологиям налоговики автоматизировали мониторинг транзакций компаний, усовершенствовали анализ деловой цели и проверку экономической обоснованности операций, при этом особое внимание в 2025 году уделялось признакам искусственного дробления бизнеса и занижения налогооблагаемой базы, напоминает адвокат, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь. Все это, указывает она, повысило риски для компаний с недостаточно отлаженным документооборотом. Претерпело изменения и административно-правовое регулирование. Так, некоторые ставки судебных госпошлин выросли в разы, расширился режим риск-ориентированного надзора, обновилась «регуляторная гильотина». С одной стороны, констатирует Светлана Гузь, это исключило устаревшие требования, но с другой — повысило нагрузку на бизнес.
В итоге, подчеркивает Мария Стригалева, для бизнеса существенно возросла цена ошибки практически на любом этапе и во всех плоскостях деятельности компании или предпринимательского проекта. «Важными для предпринимателя, собственника и руководителя стали такие инструменты, как обоснованное прогнозирование и оперативное реагирование на текущие вызовы. Это превратилось из факторов конкурентного противостояния в базовые основы выживания предприятия», — отмечает она.
Важные вопросы
Самыми популярными запросами бизнеса в 2025 году, с которыми компании обращались в юрфирмы, по данным руководителя юридического отдела, старшего партнера Института проблем предпринимательства Инны Коноваловой, стали споры с налоговыми органами, с контрагентами, не исполняющими договорные обязательства, и с ФАС, связанные с нарушениями в области госзакупок и закона «О защите конкуренции». В 2025 году также было много обращений по сопровождению сделок M&A и по вопросам защиты интеллектуальной собственности, говорит Инна Коновалова.
Мария Стригалева добавляет в этот список запросы на юридическую помощь в части соблюдения требований законодательства о защите персональных данных, защиту прав инвесторов — владельцев ценных бумаг, пострадавших от санкционных блокировок. Также рос спрос на правовое сопровождение крупных девелоперских проектов.
Из-за роста судебных расходов в 2025 году возрос интерес компаний к внесудебному разрешению конфликтов — медиации, арбитражным оговоркам и внедрению внутренних процедур досудебного урегулирования. «Наблюдался переход к более взвешенной стратегии ведения споров, направленной на сокращение судебных рисков, в том числе риска санкций за злоупотребление процессуальными правами», — уточняет Светлана Гузь.
Банкротные споры
Более взвешенный подход к корпоративным банкротствам — один из важнейших трендов 2025 года. Его появление — результат ужесточения законодательства о банкротстве и роста судебных пошлин: с этого года для юрлиц они выросли более чем в 15 раз, с 6 до 100 тыс. руб.
Более чем в 15 раз в 2025 году, с 6 до 100 тыс. руб., выросли судебные пошлины для юрлиц
Одним из проявлений этого тренда стало сокращение количества банкротных споров. По данным Федресурса, число корпоративных банкротств во втором квартале 2025 года стало минимальным за 14 лет и составило 1580, что на 30,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2024 года, и на 3% меньше, чем в первом квартале текущего года. Всего же в первом полугодии 2025 года количество открытых конкурсных производств сократилось по сравнению с тем же периодом 2024 года на 26,5%, до 3208. Число наблюдений во втором квартале 2025 года сократилось на 27%, за полугодие — на 29,3%, а количество намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве компаний снизилось на 27,3 и 33,9% соответственно.
Кредиторы стали более склонны к реструктуризации и заключению мировых соглашений, так как при возросших издержках судебные тяжбы для них часто оказываются невыгодными, объясняет Светлана Гузь. Она также отмечает тенденцию перехода к превентивному анализу рисков: современные скоринговые модели на основе нейросетей позволяют предсказать риск неплатежеспособности еще до банкротства. Это, по ее словам, помогает кредиторам заранее корректировать условия кредитования или истребовать обеспечение, снижая потери.
Превентивный анализ рисков с применением современных скоринговых моделей на основе нейросетей позволяют предсказать риск неплатежеспособности еще до банкротства
Мария Стригалева отмечает рост числа заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц и одновременное увеличение количества судебных актов о взыскании с них долгов предприятий-банкротов. Это — следствие ужесточения практики привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поддержанной Верховным судом. «Юридическая практика подтверждает, что в случае возникновения рисков субсидиарной ответственности планомерная превентивная работа должна вестись уже на этапе банкротства самой организации, а не только на этапе личного банкротства контролирующего лица», — советует Мария Стригалева.
Новогодние налоги
Очередные поправки в Налоговый кодекс — повышение НДС и ставок страховых взносов, отмена льгот для малых и средних предприятий, которые вступят в силу с нового года, еще более повысят нагрузку на бизнес и усложнят учет. Особенно это почувствуют на себе субъекты МСП и индивидуальные предприниматели, прогнозируют юристы. В следующем году бизнес будет вынужден продолжать адаптацию к изменениям в налоговом законодательстве, прогнозирует Инна Коновалова. «В связи с этим количество споров с налоговыми и иными государственными органами останется на прежнем уровне или даже немного увеличится», — считает юрист.
Компаниям стоит помнить и об ожидаемых изменениях в сфере трудового права, в частности о вступлении в силу с 1 марта 2026 года поправок в Трудовой кодекс, уточняющих основания увольнения иностранных работников в связи с региональными ограничениями, говорит Светлана Гузь. «Это означает, что работодателям придется точнее следить за миграционными лимитами при найме иностранцев. Одновременно планируются изменения по удаленной работе и кадровому оформлению, что потребует от компаний пересмотра внутренних регламентов, — такие инициативы вносятся с осени 2025 года», — поясняет она. Также, по мнению Светланы Гузь, в 2026 году продолжится внедрение электронного документооборота и усиление цифровых сервисов — например, расширение «Госуслуг» для бизнеса.
Ко всем уже известным изменениям законодательства нужно готовиться заранее, уверены юристы. Светлана Гузь рекомендует компаниям провести внутренний аудит: смоделировать влияние новых налоговых ставок и внесенных пределов УСН на прибыльность, проверить, не превысит ли доход пороги перехода на НДС. «Пересчитайте расходы на зарплату и социальные взносы с учетом отмены льгот, чтобы избежать дефицита бюджета ФОТ. Перенастройте бухучет и программные решения под новые форматы, например под единственно признанный с 2026 года УПД вместо прежних первичных форм. Маркетплейсам в ожидании вступления в силу с 1 октября 2026 года закона о платформенной экономике стоит изучить положения этого документа, чтобы оперативно оформить отношения с партнерами по новым правилам», — советует Светлана Гузь.
«Налоговые нововведения существенным образом повлияют на ценообразование товаров, работ, услуг, и малому и среднему бизнесу уже сейчас необходимо изыскивать резервы и разрабатывать финансовые модели, позволяющие прогнозировать и эффективно управлять своей деятельностью», — заключает Мария Стригалева.
Светлана Гузь, адвокат, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business:
«С удорожанием судебных расходов компании предпочитают переговорные модели: медиативные процедуры, арбитражные оговорки, внедрение внутренних процедур досудебного урегулирования. Мы видим переход к более взвешенной стратегии ведения споров, направленной на сокращение судебных рисков, в том числе риск санкций за злоупотребление процессуальными правами».
Мария Стригалева, генеральный директор аудиторско-консалтинговой компании Blcons Group:
«У представителей бизнеса формируется понимание, что профилактика и проактивные действия дают в перспективе ощутимые преимущества и экономят финансовые и временные ресурсы, поэтому с каждым годом растет количество запросов, связанных с оценкой и устранением рисков, а также с мирным урегулированием конфликтов».

Инна Коновалова
Старший партнер Института проблем предпринимательства:
«Бизнес сейчас находится в оборонительной позиции из-за непростой экономической ситуации, которая вызвана неплатежами контрагентов, снижением спроса и недостатком оборотных средств. В 2026 году при снижении банковских ставок сложности из-за недоступности заемных средств должны утратить свою остроту. Однако количество споров с контрагентами и банкротств останется на прежнем уровне или немного вырастет».