М.Безлепкин и Р.Сотников о создании российского газовоза для Севморпути с участием ИПП

22 мая 2025

Введение санкций и уход с рынка зарубежных поставщиков технологий и оборудования в 2022 году вынужденно серьезно активизировали процессы развития собственных российских компетенций в различных областях промышленности, в т.ч. в судостроении. Так произошло и в рамках реализации стратегических планов по освоению газовых месторождений в Арктике, где остро встала задача создания собственного газовозного флота высокого ледового класса (аналогичного классу танкеров Yamalmax) для круглогодичной навигации в Восточной части Севморпути и обеспечения бесперебойных поставок сжиженного природного газа (СПГ) на рынки Азии.

Основная доля мирового производства таких танкеров для перевозки СПГ принадлежит Южной Корее, страна выпустила примерно две трети всех существующих в мире судов СПГ-флота. В России данное направление судостроения находилось всегда в прямой зависимости от иностранного оборудования, и отказ корейских судостроителей от продолжения серийного строительства судов для России вкупе с запуском новых проектов по сжижению газа на Ямале подтолкнули реализацию собственных проектов как создания судов-газовозов, так и ключевых судовых систем и комплектующих, включая новые судовые энергетические установки большой мощности, винто-рулевые колонки, современные мембранные системы хранения грузов и др.

По заказу Минпромторга РФ в 2024 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по определению облика и эскизному проектированию отечественного танкера-газовоза для перевозки СПГ в Арктике, которые возглавил ведущий отраслевой институт ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Компания «ИПП» стала партнером Крыловского центра по реализации данных ОКР в части сравнительного технико-экономического анализа вариантов компоновки танкера-газовоза и обоснованию выбора оптимального варианта проекта судна для дальнейшего проектирования.

В настоящий момент идет реализация 2-го этапа ОКР, по результатам которого к концу 2025 года будет создан эскизный проект танкера-газовоза. Далее на этой основе будет формироваться технический проект судна и начнется подготовка к его строительству на отечественных верфях с использованием российских судовых систем и агрегатов.

Реализацию работ по масштабному федеральному проекту от ИПП осуществляют департаменты маркетинга и оценки, сформировавшие за последние годы значительный опыт и передовую методическую базу в разработке технико-экономических обоснований по российским судостроительным проектам.

Основная сложность проекта на завершенном 1 этапе заключалась в необходимости создания методики многокритериального сравнения вариантов газовоза (всего более 180), имеющих различный ледовый класс, тип судовой энергетической установки (СЭУ), хранения СПГ, пропульсивного комплекса, и интеграции этой методики с созданной ИПП автоматизированной экономико-математической моделью жизненного цикла серии судов из 5 газовозов. Комплексное методическое и расчетное решение позволило успешно решить задачу сравнительного анализа и многокритериального ранжирования вариантов газовоза. При всем этом приходилось учитывать еще ряд важных специфических отраслевых факторов, связанных с реализацией политики технологического суверенитета и различным уровнем технической готовности и проработки отечественных решений по судовым системам для газовоза, особенно по судовым энергетическим установкам.

Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга ИПП

По мнению руководителя департамента маркетинга ИПП Максима Безлепкина: «Возможность участия в создании нового российского танкера-газовоза для нас очень важный и органичный следующий шаг в развитии компетенций компании в сфере технико-экономических и маркетинговых обоснований в отрасли судостроения и судоремонта. Ранее на наших исследованиях и разработках конструкторскими бюро определялись технико-экономические параметры и компоновка по проектам пассажирских и грузопассажирских судов (например, круизный паром Санкт-Петербург – Балтийск проекта 00660, эскизный проект круизного лайнера для Балтики на 2500 пассажиров, круизные суда река-море для Сайменского и Беломорканала, в т.ч. проекта 00840 «Карелия» и др.). Сейчас же мы успешно решаем вместе с Крыловским центром большую наукоемкую задачу обоснования выбора оптимального варианта строительства танкера-гиганта длиной более 300 метров, которым планируется перевозить за один рейс более 170 тыс. куб. м. СПГ с месторождений Ямала через сложнейшие ледовые условия Восточной части СМП и преодолевать льды до 2 м толщиной без помощи ледокола. Это очень интересный вызов, потребовавший от нашей команды полной выкладки и проведения большой методологической работы. В какой-то мере мы теперь можем себя причислять к наследникам дела папанинцев и челюскинцев».

Роман Сотников, руководитель проектов в сфере портовой инфраструктуры и водного транспорта ИПП

Руководитель проектов в сфере портовой инфраструктуры и водного транспорта ИПП Роман Сотников отметил: «Реализация проекта включала не только расчет стоимости владения и эксплуатации судна на протяжении жизненного цикла, но и анализ множества вариантов его компоновки. Для этого мы разработали систему кодировки проектных решений, автоматизировали расчет себестоимости строительства с учетом выбранных параметров (массы конструктивных элементов, варианта винто-рулевого комплекса, судовой энергетической установки, системы хранения груза и других факторов), разработали модель эксплуатации с учетом жизненного цикла серии из 5 газовозов.

Методика сравнения вариантов строительства газовозов, созданная департаментом маркетинга ИПП, была интегрирована в расчетную модель. Это позволило:

  • провести функционально-стоимостной анализ (ФСА) на ранних этапах;
  • выявить ключевые факторы, влияющие на стоимость владения судном;
  • скорректировать технические и финансовые предложения подрядчиков и поставщиков судовых систем.


Первые результаты моделирования уже помогли оптимизировать затраты за счет пересмотра технических решений. Работа продолжается, сейчас мы далее анализируем себестоимость и энергоэффективность различных технических решений, варианты применения перспективных СЭУ».

Сложность и масштабность проекта по созданию отечественного танкера-газовоза подтверждают слова головного исполнителя проекта по созданию отечественного газовоза - директора «Крыловского государственного научного центра» – Новикова Д.О. (https://paluba.media/news/193538):

«Весь научный потенциал сейчас разворачивается в этом проекте. И я сомневаюсь, что при каком-то другом подходе было бы возможно создать столь сложный объект.»