ИПП исследовал рынок CRM в России
Эксперты маркетингового консалтинга Института проблем предпринимательства в ноябре 2018 – январе 2019 года провели всероссийское исследование рынка CRM.
Исследование проводилось методом телефонного опроса представителей организаций. Объем выборки составил более 1600 компаний во всех регионах РФ. Выборка квотировалась по 3-м критериям: регион нахождения, основная сфера деятельности, размер бизнеса.
Структура компаний-респондентов в исследовании соответствует отраслевой структуре бизнеса в России.
При расчете данных по общей выборке специалистами Института проблем предпринимательства использована процедура перевзвешивания, с учетом доли предприятий каждого федерального округа от общего количества предприятий на территории РФ.
Для максимально возможной «очистки» базы компаний-респондентов от несуществующих фирм, в нее были включены предприятия, сдающие отчетность в налоговые органы и Росстат.
Исследование рынка показало, что лидером среди компаний-разработчиков CRM по всем показателям (рейтинги известности, внедрение) является сервис Битрикс24. По уровню спонтанной и наведенной известности, со значительным отставанием от лидера, на втором месте Мегаплан, на третьем - AmoCR. По числу внедрений AmoCRM на третьем, Мегаплан на 5 местах соответственно. По оценкам экспертов ИПП доля лидера составляет 39% от числа внедренных в России CRM-систем.
По расчетам наших специалистов, на сегодняшний день 14% российских компаний или примерно каждая 7-я, используют CRM-системы.
Учитывая, что доля компаний в России, где компьютерами оборудовано более половины рабочих мест, составляет около 40%, рынок CRM-систем в РФ является перспективным.
Чаще всего CRM внедряют компании из новых отраслей экономики: IT, телекоммуникаций, R&D. В перспективе эксперты ИПП ожидают роста числа внедрений CRM–систем в сфере оптовой торговли, финансов, страхования.
Основные вопросы исследования с процентной раскладкой ответов:
1. Уровень компьютеризации российских компаний и их сотрудников
- Более 75% сотрудников - 30%
- До 10% сотрудников - 28,8%
- От 26% до 50% сотрудников - 17,5%
- От 11% до 25% сотрудников - 11,8%
- От 51% до 75% сотрудников - 10,7%
- В компании нет компьютеров - 1,2%
Вывод: уровень компьютеризации российских компаний, в которых от половины всех сотрудников и больше оснащены компьютерами, 40,7% (сумма пунктов a и е)
2. Уровень внедрения CRM-систем в России
- Мы никогда не слышали о CRM - 63,7%
- У нас нет CRM и мы не планируем ее внедрять - 19,3%
- Да, у нас в компании внедрена CRM, это первая CRM с которой мы работаем - 9,9%
- Да, у нас в компании внедрена CRM, это НЕ первая CRM с которой мы работаем - 4,1%
- Наша компания планирует внедрить CRM - 1,7%
- Мы отказались от использования CRM, она была, но мы не будем внедрять новую - 1%
Выводы:
– 63,7% российских компаний никогда не слышали о CRM-системах
– Уровень внедрения CRM-систем среди российских компаний – 14% (сумма пунктов c и d)
3. Знание компаний-разработчиков CRM. Спонтанный рейтинг. Респондентам задавался открытый вопрос «Какие CRM-системы вы знаете?»
- Битрикс24 - 11%
- Мегаплан - 2%
- AmoCRM - 2%
- Microsoft Dynamics CRM - 1%
- Другие - 3%
Вывод: Битрикс24 — самая известная CRM-система в России по спонтанной известности. Ее знают 11% компаний
4. Знание компаний-разработчиков CRM. Наведенный рейтинг. Респондентам задавался закрытый вопрос «Выберите из списка те CRM-системы, которые вы знаете»
- Битрикс24 - 18%
- Мегаплан - 7%
- AmoCRM - 4%
- CRM «Простой бизнес» - 3%
- Salesforce - 2%
- SAP - 2%
- Zoho - 2%
- BPM’online - 1%
- SugarCRM - 1%
Вывод: Битрикс24 — самая известная CRM-система в России по наведенной известности. Ее знают 18% компаний
5. Доля внедрений CRM в российских компаниях по производителям
- Битрикс24 - 5,5%
- Собственная разработка - 1,9%
- AmoCRM - 1%
- CRM «Простой Бизнес» - 0,2%
- Мегаплан - 0,1%
- Трудно сказать - 1,2%
- Другое - 0,9%.