О мерах поддержки в сфере туризма
23 мая 2024 года на заседании Комитета ЛОТПП по финансовой деятельности, аудиту, консалтингу и привлечению инвестиций обсуждали меры поддержки и льготное кредитование проектов в сфере туризма. Председатель комитета, директор Института проблем предпринимательства Владимир Романовский, открывший заседание, подчеркнул возросшую актуальность этой темы после 2020 года. Глобальные и федеральные события увеличили спрос на туристические услуги внутри страны.
В. Романовский отметил, что большинство проектов по туризму – проекты «с нуля», это не только бизнес-задача, это вопрос досуга наших сограждан, то есть вопрос социальный. Сроки окупаемости проектов в туризме составляют около 8 - 10 лет, поэтому особое значение приобретают меры господдержки и стимулирования инвесторов, заключил директор ИПП.
Мнение В. Романовского поддержал Сергей Котенев, председатель Комитета ЛОТПП по туризму и выставочной деятельности, председатель совета директоров ООО «МСПЛ». По его словам, идет поступательное движение в развитии туристической инфраструктуры в Ленинградской области. Если с международным направлением есть трудности, связанные, в частности, с большим размером финансового обеспечения ответственности туроператора (не менее 50 млн рублей), то с внутренним туризмом дела обстоят проще.
В сфере водного транспорта, в которой работает С. Котенев, до конца 2025 года продлена программ субсидирования на строительство речных и морских судов, по которой можно получить субсидию до 75% от стоимости судна.
О том, какие на сегодняшний день есть инструменты льготного финансирования и программы поддержки создания туристической инфраструктуры, рассказал Моисей Фурщик, управляющий партнер Компании «ФОК». Самая «интересная вещь» для крупных кластерных туристических проектов – это субсидия на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров. Эта мера действует для проектов широкого спектра, субсидии составляют миллионы и даже миллиарды рублей.
К другим инструментам поддержки турбизнеса, о которых говорил М. Фурщик, относятся льготное кредитование крупных проектов по Постановлению № 141 Правительства РФ, участие Корпорации «Туризм.РФ» в уставном капитале, а также единая субсидия субъектам Российской Федерации.
О том, что турбизнесу нужны меры поддержки в том числе в области кадрового обеспечения говорила Оксана Кострюкова, декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ. «Это обусловлено тем, что мы стали больше путешествовать, больше строить объектов. Сфера туризма трудоемкая, требуется много людей. Где взять и удержать людей в этой отрасли?», - задается вопросом спикер. Большинство выпускников профессиональных вузов до отрасли не доходят. В туризме работают 1-2 года, затем уходят в другие сферы. Кадров не хватает. О том, как вузы готовят будущих сотрудников для туристической сферы, как могут быть полезны бизнесу в части закрытия кадровой проблемы, рассказала О. Кострюкова в своем вступлении.
В качестве иллюстрации взаимодействия бизнеса и вуза спикер поделилась практикой участия студентов в исследованиях, которые проводятся по запросу предпринимателей. Так, в прошлом году учащиеся СПбГЭУ под патронажем преподавателей проводили исследование гастрономического наследия Ленинградской области. Одна из задач исследования – формирование нового типа сувенирной гастрономической продукции для распространения в малых музеях и объектах питания региона. В итоге были представлены концепты необычных гастрономических сувениров, например, таких как, сущик из рыбы, угольная натирка для мяса, различного рода каши с разнообразными начинками.
Опытом реализации проектов в сфере гостиничного бизнеса поделилась основатель компании Iris Expert Светлана Сердюкова. Она рассказала о двух проектах, получивших льготное кредитование: курортном комплексе на горнолыжном курорте «Мамисон» и загородном комплексе в Московской области.
По мнению г-жи Сердюковой, особое внимание при реализации проекта необходимо обратить на два этапа: маркетинговое исследование и разработку концепции. Маркетинговое исследование приведет к правильным решениям и сократит риски, а концепция проекта – это основополагающий документ для всех его участников: девелопера, поставщиков, подрядчиков, разработчиков дизайна и др.
Об опыте подготовки обоснований под инвестиционные проекты в сфере туризма рассказал Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга ИПП. По его словам, при обращении за льготными кредитами и мерами поддержки к инвестору предъявляется большой объем требований в части обосновывающей инвестпроект документации со стороны институтов развития и администраторов мер поддержки. Так, существенно повышают шансы на льготное финансирование полный пакет документов, рыночно обоснованные технико-экономические параметры, корректно рассчитанные доходные и расходные части проекта, прописанный социально-экономический эффект. Однако зачастую инвестор игнорирует такой тщательный подход к прединвестиционной стадии проекта, действует по принципу «как обычно», в результате получает отказ в предоставлении финансирования как по льготной, так и по коммерческой части.
Институт проблем предпринимательства придерживается иного подхода: «как надо». Для подготовки обоснований и расчетов требуется привлечение междисциплинарной команды (маркетологов, социологов, экономистов, финансистов, проектировщиков, архитекторов), необходима проработка принципиальной позиции в рыночной и экономической целесообразности проекта.
В качестве примера М. Безлепкин рассказал о создании Институтом проблем предпринимательства обоснования проекта строительства морского круизного лайнера на 2500 пассажиров. Результаты проведенных ИПП исследований были использованы в других проектах строительства судов.
И во время заседания, и после его завершения участники активно задавали спикерам волнующие вопросы, после деловой части продолжилось неформальное общение, обмен контактами.
Фото: ЛОТПП.