Российский экспорт: новая реальность

12 ноября 2025

 Максим Безлепкин, ИПП; Владимир Романовский, ИПП; Александр Осадчий, Б1.

10 ноября 2025 года на площадке Ленинградской торгово-промышленной палаты состоялось очередное заседание Комитета по финансовой деятельности, аудиту, консалтингу и привлечению инвестиций на тему «Опыт новой экономической географии для российских экспортеров». Председатель Комитета, директор Института проблем предпринимательства Владимир Романовский в своем приветственном словеподчеркнул важность данной темы для российского бизнеса. За последние пять лет, особенно с 2022 года, у предпринимателей возникла необходимость встроиться в новую систему международной торговли и международных отношений. «Мы понимаем, что было раньше – маршруты и устоявшиеся связи – сейчас об этом можно только вспоминать. Сегодня перед нашим бизнесом стоят новые задачи, стандарты, комплаенсы. Каждая задача может быть экспертной, и мы хотим совместно с нашими партнерами рассказать, какие есть проблемы, как они структурируются, решаются, и что предлагает рынок для тех, кто ориентирован на экспорт», - отметил г-н Романовский.

Александр Осадчий, директор направления "Консалтинг, технологии и транзакции" компании Б1.

Методологию анализа возможностей для экспорта российских компаний в международных потоках на масштабных примерах привел в своем выступлении директор направления «Консалтинг, технологии и транзакции» компании «Б1» Александр Осадчий. По словам эксперта, для того чтобы понять, есть ли рыночные окна или нет, компании необходимо оценить мировой спрос на продукцию, определить перечень целевых регионов, осуществить анализ конкурентного окружения. Здесь важно учитывать не только статическую ситуацию, но и информацию об анонсированных проектах, вводе новых мощностей.

А. Осадчий, основательно разъяснил, что прогноз экспортных потоков позволит определить целевые рынки сбыта. Этот анализ можно построить на основе интегрированного показателя, включающего четыре основные метрики: темпы роста спроса в регионе-импортере, емкость рынки региона-импортера, конечные нетбэки для экспортера, региональное тяготение (исторические связи). После этого можно определять рыночные окна в каждом целевом регионе.

Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга ИПП.

О конкретных проблемах и задачах, которые возникают перед экспортерами при их выходе на новые рынки доступно и интересно рассказал Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга ИПП. В своем выступлении эксперт поделился практическим опытом работы консультантов ИПП с компаниями-экспортерами.

Одну из основных проблем, с которыми сталкиваются такие компании, Максим сформулировал так: «То, что кажется перспективным, не обязательно становится перспективным». Представления о емкости новых рынков сбыта, факторах спроса, конкуренции нередко основаны на мифах и ничем не подтвержденных устоявшихся в обществе мнениях. Тенденции и спрос на рынках могут быть связаны с самыми неожиданными факторами – от уровня урбанизации до культурных особенностей потребления. Поэтому, подчеркнул эксперт, оценки потенциала сбыта на экспортных рынках должны рассчитываться на основе системного анализа факторов спроса, метрик рынков, динамики цен, культуры и ментальности, географии и климата, политической ситуации, связей и торговли страны.

В качестве одного из примеров г-н Безлепкин привел кейс из практики ИПП: исследование сбыта бумажной продукции офисного назначения в Узбекистане и прогнозирование спроса. В этой стране сельское население составляет 50%, процесс урбанизации продолжается, потребуется 10-15 лет, чтобы уровень городского населения достиг 60%. Новые горожане активно вступают в деловой документальный оборот, что влечет рост потребления офисной бумаги. При этом в соседнем Казахстане совершенно другая ситуация: потребление бумаги падает. Здесь доля горожан составляет 63% и достаточно высокий уровень цифровизации деловых процессов. Таким образом, емкость рынков и структура спроса товаров регулярного потребления зависит, в том числе от уровня урбанизации в стране и ее динамики. Это необходимо учитывать при выходе на новые рынки.

Анна Федюнина, заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ.

О том, как влияют санкции на экспорт в разных странах мира, в том числе в России, рассказала заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина. В своем динамичном выступлении спикер смогла подробно осветить как негативные, так и позитивные эффекты санкций. Например, самый очевидный эффект – проконкурентный – позволяет компаниям, не попавшим под ограничения, занять освободившиеся ниши на рынке. Среди предприятий, не попавших под санкции, в худшем положении оказывались те, которые работали в цепочках поставок и одних отраслях с подсанкционными фирмами. Те компании, которые еще до введения ограничений имели опыт работы с санкционными юрисдикциями, как правило, демонстрировали высокую степень устойчивости.

Помимо международного опыта г-жа Федюнина рассказала о последствиях санкций 2022 года для российских компаний. Она привела результаты анкетного исследования НИУ ВШЭ предприятий обрабатывающей промышленности. Среди негативных последствий – рост цен на сырье, материалы, проблемы с импортом этих ресурсов, оборудования, его ремонтом и обслуживанием, трудности с логистикой, срыв сделок с зарубежными партнерами. При этом около трети предприятий назвали позитивные эффекты от введения санкций, в частности 18% компаний увеличили долю на основных рынках, где работали до ограничений. Спикер также рассказала, к каким стратегиям адаптации прибегали экспортеры. Чаще всего предприятия использовали трансформацию цепочек поставок, реже шли на упрощение продукции. Говоря о сегодняшнем дне, г-жа Федюнина отметила крайние слабый внешний спрос на продукцию, что ставит под сомнение масштабы реального роста несырьевого экспорта и увеличивает риски разрыва между ожиданиями и реальными контрактами.

Сергей Аветисян, начальник управления персонального брокерского обслуживания БКС Ультима private banking.

В завершение деловой повестки заседания начальник управления персонального брокерского обслуживания БКС Ультима private banking Сергей Аветисян рассказал, как управлять валютными рисками, какие финансовые инструменты для этого использовать.

По окончании заседания по традиции участники продолжили неформальное общение и обмен мнениями, контактами за чашкой кофе. Прошедшее заседание было заключительной экспертной встречей Комитета в этом году, в будущем 2026 году Комитет продолжит свою работу новыми мероприятиями, отвечая на самые острые вопросы и вызовы времени.

Во время экспертной встречи в ЛОТПП 10.11.25.Фото: ЛОТПП.

Источник:
Пресс-центр ИПП
архив Новости компании