«Русским офшорам» добавили привлекательности
Принят закон о донастройке режима САР
Госдума приняла закон, дополнительно смягчающий условия переезда компаний в специальные административные районы (САР) за счет расширения способов инвестирования средств возвращающегося из иностранных юрисдикций бизнеса для получения полагающихся в «русских офшорах» налоговых льгот. Помимо прямых вложений в инфраструктуру международные холдинговые компании (МКХ) теперь смогут просто пожертвовать принимающему региону средства для ее строительства либо передать ему свое движимое имущество.
Госдума вчера сразу во втором и третьем чтениях одобрила законопроект, продолжающий настройку режима спецадминрайонов на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде, которые создавались для возвращения капиталов в Россию. Документ, внесенный весной группой сенаторов, вводит дополнительные инструменты инвестирования для получения налоговых льгот. Сейчас для получения преференций (это, в частности, льготные налоговые ставки на дивиденды, проценты и роялти в размере 5% по полученным и 10% — по выплаченным доходам) международные холдинговые компании должны вложить не менее 300 млн руб. в год в инфраструктуру региона, где расположен САР, обзавестись офисом от 50 кв. м и иметь в штате не менее 15 сотрудников.
Согласно принятому закону, помимо вложений в инфраструктуру резидент теперь может осуществить необходимые инвестиции, передав региону или муниципалитету движимое имущество, в частности, оборудование и машины (кроме легковых). Другой вариант — пожертвования региону или организации, созданной властями для поддержки строительства или реконструкции инфраструктурных объектов. Компании могут выбрать один или несколько вариантов — у региона есть месяц на согласование предложения или мотивированный отказ. Также несколько смягчены требования к фактическому присутствию в САР — наличие офиса и штата будет оцениваться не на момент регистрации (что весьма затруднительно), а на дату получения доходов в течение первого налогового периода. При этом возможность использовать офисы вне САР, но в пределах Калининграда и Владивостока продлевается на два года — до 2028 года.
Ко второму чтению проект пополнился послаблениями в части применения налоговых льгот компаниями, зарубежные структуры которых находятся в странах из «черного списка» офшорных зон Минфина.
Напомним, это список был расширен с 40 до 91 страны за счет включения в него всех «недружественных» стран и начнет применяться с 2024 года (см. “Ъ” от 19 июня). В случае его применения МХК теряют часть льгот, например, право на нулевую ставку по налогу на прибыль при реализации акций или долей в иностранных компаниях. В связи с этим устанавливается переходный период на 2024–2026 годы, в течение которого для применения льгот будет применяться спецперечень офшоров (аналогичный тому, что был до расширения, то есть перечисляющий 40 стран).
Как отмечает партнер группы по оказанию услуг в области международного налогового планирования и реструктуризации Kept Александр Токарев, «новый закон в какой-то степени упрощает жизнь МХК с точки зрения инвестирования для получения налоговых льгот — теперь таким компаниям не нужно будет, например, строить инфраструктурные объекты и передавать их региону, можно пожертвовать необходимую сумму, а регионы уже самостоятельно решат, как ее потратить».
Руководитель налоговой практики NSV Consulting Анастасия Васильева считает, что изменения не приведут к резкому росту числа резидентов САР, поскольку интерес к этому режиму связан в основном не с льготами, а текущими политическими реалиями.
При этом, подчеркивает эксперт, поправки в части применения спецперечня Минфина фактически «дают МХК два года, чтобы избавиться от акций "недружественных" компаний без налоговых последствий,— бизнес просил дать переходный период, поскольку времени явно недостаточно, чтобы подготовить свои структуры к новым условиям».