Бизнес и оптимизм
Драйверы роста экономики Северо-Запада остались прежними. Необходимо придать им новый смысл, чтобы обеспечить качественную положительную динамику без воспроизводства прежних ошибок
Рейтинг 250 крупнейших компаний Северо-Запада, подготовленный по итогам 2009 года аналитическим центром журнала «Эксперт Северо-Запад», показал, что суммарная выручка крупного бизнеса Северо-Западного федерального округа (СЗФО) упала на 3%, до 4,3 трлн рублей. С учетом инфляции, которая по итогам 2009 года составила 8,8%, реальный оборот бизнеса сократился почти на 12%. Эти показатели коррелируют с общероссийскими итогами ведения бизнеса в кризисном году.
Между тем участники организованного «Экспертом Северо-Запад» Первого Форума крупного бизнеса Северо-Запада, состоявшегося в конце октября в отеле Ambassador в Санкт-Петербурге, отметили, что результаты посткризисного периода отчетливо указывают на рост экономики и восстановление, пусть и медленное, ее основных показателей. А значит, итоги бизнеса в 2010 году будут более позитивны. Но только при условии решения ряда структурных и институциональных задач.
Точек роста пока нет
Восстановление объемов инвестиций очевидно, инвестпроекты постепенно размораживаются, а некоторые признаки свидетельствуют о бурном росте в отдельных секторах экономики, утверждает главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. На повестке дня – четкое соотношение и, главное, скоординированность действий власти и бизнеса, что обеспечит более качественный рост экономики. Государство, в частности, должно не столько поддерживать инновационные производства как таковые, сколько гарантировать востребованность их продукции, например через систему госзаказа.
«Естественно, надо понимать, что все показатели роста экономики, которые мы приводим, сравниваются с „мертвым“ 2009 годом, когда почти все сделки были заморожены. Идет возвращение отложенных проектов, новых точек роста в этом году пока не появилось», – предостерег от излишнего оптимизма заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. Тем не менее, к примеру, объем новых сделок в лизинговой отрасли по итогам девяти месяцев этого года вырос почти в пять раз по сравнению с январем-сентябрем 2009−го.
Можно признать, что финансовый рынок постепенно выходит из упадка, антикризисный комплекс мер, предложенный правительством страны, оказался эффективным. Но при этом на данном рынке в кризис проявилось расслоение: часть банков и других финансовых организаций укрепили свои позиции, часть – наоборот, ухудшили. Конечно, это не сказалось прямо на развитии крупного бизнеса. Он работает с крупными банками, которые благодаря поддержке государства не просели. Расслоение отрицательно сказалось на развитии малого и среднего бизнеса. И это негативный тренд. Перспективы крупного бизнеса, оставшегося без соответствующей поддержки средних и малых предприятий, не столь очевидны.
Количество хозяйствующих субъектов в Северо-Западном федеральном округе в 2009 году сократилось более чем на 35%. В 2010−м средний бизнес стал расти, но крайне медленно, поэтому сложно ожидать в следующем году резкого всплеска предпринимательской активности в этом сегменте. «Средние компании не считаются основой российской экономики. Это очень большое заблуждение», – уверен Фадеев. Крупный бизнес, промышленные гиганты – все они выросли из средних компаний.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский полагает, что экономику Северо-Запада вытащили из кризиса в первую очередь внутреннее потребление и внутренний рынок. «Конкурентоспособность страны на глобальном рынке практически не изменилась. Основные экспортные отрасли – вооружение, энергетика, нефть, газ. Нужно сделать акцент на поддержке экспорта», – считает он. Может ли крупный капитал обеспечить качественные изменения в структуре экспорта? Как показывает практика, не может. Он концентрируется в высокомаржинальных отраслях: нефтегазовый сектор, связь. «На кого можно сделать ставку? По-видимому, на компании, представляющие средний бизнес. Такие компании, изначально ориентированные на выпуск качественной, конкурентной продукции, есть, вот только их государственной поддержки до сих пор нет», – посетовал Осеевский. Российская экономика находится в неконкурентной среде, у нас очень большие издержки, продолжил Валерий Фадеев. Поэтому в стране необходимо развивать внутреннее производство.
Генеральный директор Группы ЛСР Александр Вахмистров тоже видит перспективы экономики региона в росте внутреннего производства, в том числе – строительных материалов. «Если решать задачу жилищного строительства – увеличивать его объемы, как запланировано, в разы, следует обеспечить застройщиков отечественными стройматериалами. Из-за границы мы необходимые объемы цемента, кирпича и прочей продукции не завезем», – замечает он. Несмотря на кризис, крупные игроки строительного рынка, в том числе Группа ЛСР, сохранили свои позиции и продолжают возводить объекты в рамках инвестиционной деятельности. «Это тяжело, финансово трудно, но мы не остановили, например, строительство цементного завода. 450 млн евро – колоссальный объем инвестиций, как собственных, так и привлеченных кредитных средств. С точки зрения господдержки существует ряд налоговых преференций, но именно в рамках стройиндустрии, ориентированной на внутреннее производство, нужна более масштабная помощь, в частности дотирование процентных ставок», – объясняет Вахмистров.
Степень внутренних проблем
Банковский сектор экономики России демонстрирует подъем: сказалась кризисная поддержка бизнеса правительством. Инвестиции, направленные государством на эти цели, шли через банки, что и дало положительный эффект, констатировал Павел Самиев. Показатели деятельности крупнейших банков выросли примерно на треть, и банковский сектор вслед за нефтегазовым оказался в лидерах роста в отраслевом разрезе крупнейших компаний страны.
В СЗФО этот сектор также показывает рост, однако очевидно, что отрасли предстоит решить ряд серьезных вопросов. «Показатели роста активов не в полной мере компенсируют ту степень внутренних проблем, с которыми мы столкнулись», – подтверждает председатель правления Банка ВТБ Северо-Запад Дмитрий Олюнин. В первую очередь это резкое снижение темпов кредитования корпоративных клиентов. «Банки в период кризиса осознанно поддержали своих корпоративных клиентов, в частности, по программе модернизации промышленных производств. В нашем банке корпоративный кредитный портфель в прошлом году вырос, по российским стандартам бухгалтерского учета, на 16,5%, в первую очередь в сегменте крупной клиентуры. В 2010 году мы ожидаем в целом по России увеличения объемов корпоративного кредитования на 8−10%, в 2011−м – на уровне 15%, при том что в докризисные годы этот рынок рос на 50% в год», – поделился Олюнин.
«В банковском секторе сохраняется избыточная ликвидность. Это однозначно не вина банков. Они действуют, исходя из правильной логики: если в экономике высокие кредитные риски, то придерживают размещение, а не пускают свои средства на кредитование. С другой стороны, инвестиции восстанавливаются и нам нужен базис в виде мощного финансового рынка, который обеспечит деньгами и крупный бизнес, и экономику в целом», – размышляет Самиев. Дмитрий Олюнин иллюстрирует ситуацию: Банк ВТБ Северо-Запад готов до конца текущего года выдать корпоративным клиентам 60 млрд рублей. «Проблемы скорее не в ресурсах, а в том, кому выдавать. Банковский сектор находится на стороне предложения: мы предлагаем свои ресурсы тем, кто в них нуждается. К сожалению, бизнесы не восстановились полностью, что не позволяет нам рассматривать корпоративное будущее однозначно позитивно. Без новых проектов, драйверов роста, предпринимательской активности, инвестиционного спроса банки будут оставаться заложниками текущей корпоративной клиентуры», – поясняет Олюнин.
В России плохо развит сегмент, который отвечает за долгосрочные инвестиции, в частности пенсионные фонды, страховые компании. Поэтому финансовый рынок, нормально смотрясь за счет краткосрочного финансирования, отвратительно справляется с задачей модернизации и долгосрочных инвестиций. «Длинные ресурсы, которые позволяют спокойно поддерживать стабильный рост экономики, на данный момент отсутствуют. Их источники не были сформированы до кризиса, так и не появились после него», – говорит Олюнин. «Институциональные реформы необходимы. К примеру, за счет реформирования системы пенсионных накоплений должна измениться структура пассивов нашей финансовой системы, а самое главное, эта реформа должна изменить структуру капитала», – дополняет Михаил Осеевский.
Требуются консолидированные усилия
По итогам рейтинга 250 крупнейших компаний Северо-Запада наибольший промышленный потенциал ожидаемо оказался у Северной столицы: более половины участников рейтинга – петербургские компании. Экономика мегаполиса, разумеется, продолжает ощущать влияние кризиса. Но на фоне 2009 года, когда потребовались беспрецедентный секвестр бюджета города и проведение антикризисных мероприятий, нынешняя ситуация выглядит стабильной и предсказуемой. «Оптимизм присутствует, но ряд промышленных сегментов, по сути, находятся на доиндустриальном этапе, к примеру станкостроение практически перестало существовать», – отмечает Михаил Осеевский. «Но можно назвать и хорошие примеры. Совместными усилиями сформирован так называемый автомобильный кластер, активно создается фармацевтический, есть и иные направления, по которым необходимы консолидированные усилия бизнеса и государства», – продолжает он. «Благодаря стратегической поддержке государства инвесторы строят в Петербурге заводы, стимулируются продажи новых автомобилей, что непосредственно влияет на планы автосборочных предприятий», – присоединяется представитель Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов на Северо-Западе России Майя Свиридова. Только объединение усилий бизнеса и власти, в том числе отраслевых ассоциаций, по ее мнению, позволит обеспечить эффективную реализацию проектов.
«Строительство пострадало одним из первых: просто внезапно прекратился поток денег со всех сторон – от банков, потенциальных покупателей, – вспоминает Александр Вахмистров. – Правительство России в масштабах страны и администрация Санкт-Петербурга в масштабах города воспользовались этим для решения проблем с обеспечением жильем льготных категорий населения. На рынке появились солидные федеральные средства для возведения социального жилья. Это было своевременное системное решение, которое позволило строительным компаниям остаться на плаву. Можно сказать, что ситуация в девелопменте благодаря этим мерам оптимистична. Однако если не будут приняты системные меры по стройиндустрии, по инвестиционным проектам, по схемам территориального планирования, развитие отрасли затормозится».
Ситуация в агропромышленном комплексе и сельхозмашиностроении продолжает оставаться сложной, констатирует генеральный директор Кировского завода Георгий Семененко. Из-за обвала платежеспособного спроса аграриев и недоступности кредитных ресурсов в отрасли произошло падение продаж, рынок сельхозтехники оказался на дне. Понятно, что без комплексных государственных мер восстановить спрос и оживить рынок невозможно. «К сожалению, политика государства здесь не всегда последовательна, а меры носят зачастую временный, половинчатый характер», – сказал Семененко, уточнив, что недовольство аграриев вызывают прежде всего низкая эффективность мер по защите внутреннего рынка и госрегулированию цен на зерно, а также сбои в работе механизмов государственного лизинга и льготного кредитования закупок техники.
«Мы сохраняем оптимизм и работаем по собственной программе, не уповая на государство и понимая, что бизнес не должен расхолаживаться даже в период кризиса», – отметил он. Чтобы минимизировать последствия кризиса, Кировский завод запустил программу по диверсификации производства: к традиционному тракторному направлению добавлен выпуск промышленной техники. В результате переориентации, по словам Семененко, продажи промтехники неуклонно растут. Если в прежние годы доля тракторов сельхозназначения в продуктовой линейке предприятия составляла порядка 80%, то уже в 2010 году это соотношение кардинально изменилось в пользу промышленной и строительной техники.
Первый заместитель генерального директора Северо-Западного филиала компании «МегаФон» Петр Акульшин убежден, что к моменту входа в кризис отрасль связи исчерпала классические возможности развития. «Фиксированный голос исчерпал свой потенциал лет пять назад, мобильная связь – немного позже. Найден новый драйвер роста – широкополосный доступ в интернет. Мы выходим из кризиса и можем расти дальше – рынок мобильного интернета СЗФО в деньгах вырос на 50%. Думаю, примерно эти же темпы будут сохраняться в ближайшие несколько лет», – рассуждает он. Кроме того, все крупные сотовые операторы давно начали выход в смежные сегменты и обзавелись активами фиксированной связи. «2010 год ознаменован активным инвестированием в развитие как собственных сетей, так и новых технологий и услуг, а также получением активов за счет слияний и поглощений. Для „МегаФона“ подобными сделками стали на федеральном уровне – приобретение компании „Синтерра“, в Петербурге – покупка „Метрокома“», – конкретизирует Акульшин.
В отраслевой структуре рейтинга транспорт занимает третье место. Развитие логистического потенциала – пожалуй, один из основных перспективных трендов экономики региона. Однако генеральный директор компании «Евросиб» Дмитрий Никитин, оценивая транзитно-транспортный потенциал СЗФО, добавил в обсуждение пессимистические нотки: «Да, финансы доступны, вопрос ставок и стоимости обсуждается. Но я производственник – меня волнует, каким образом активы будут работать и зарабатывать. На Северо-Западе невозможно развивать транспортные проекты. С транспортом происходит то, что можно назвать нескоординированной стратегией». Он также напомнил, что реформа «Российских железных дорог» (от работы этой компании во многом зависит благополучие транспортной отрасли) идет недостаточно быстро, с большими проблемами. «Все отдают себе отчет, что железнодорожная отрасль недофинансирована. И эффективная реформа ей необходима», – заявил он.
Еще одна болевая точка – реформа структуры внешнеэкономической деятельности, затеянная Федеральной таможенной службой России. «Их планы не согласуются ни с кем – ни с Министерством транспорта страны, ни с отраслевыми игроками. Таможня существует сама по себе. Соответственно, изменения здесь происходят очень быстро, непредсказуемо. Хотелось бы обратить внимание на технологию управления реформированием, которое должно быть подчинено определенному алгоритму. Его отсутствие удерживает бизнесменов от наращивания инвестиций, активов», – подчеркивает Никитин. «Игроки рынка давно работают над синхронизацией планов транспортно-логистических проектов Петербурга и Ленинградской области. Пока получается плохо. Централизованный вектор управления может быть смещен из регионов в центр. Но даже внутри федерального центра отсутствуют технологии управления изменениями, проведения реформ», – считает он.
Следует признать, что пессимизм многих представителей крупного бизнеса связан скорее не с «личными» проблемами менеджмента и стратегического управления, а с тем, что структурные реформы, идеологом которых должно быть государство, значительно запоздали. Большинство частных компаний в транспорте, на железной дороге определяют критерий окупаемости как приоритетный. Но если отойти на шаг, становится очевидно, что задачи повышения прибыльности и рентабельности каждой отдельной компании и подразделения в долгосрочной перспективе сливаются в одну общую цель – увеличение совокупной отраслевой конкурентоспособности. Это относится не только к транспорту, это образ жизни большинства отраслей экономики. Поэтому очевидно, что бизнесу и власти еще предстоит много работать над тем, чтобы совместными усилиями обеспечить не только количественный, но, что более важно, и качественный рост экономики.