Переход на МСФО: препятствий нет, но есть проблемы
Из истории МСФО (International Financial Reporting Standards, IFRS). МСФО разрабатываются Комитетом по международным стандартам, созданным в 1973 году со штаб-квартирой в Лондоне. В его правление входят пять представителей США и по одному — от Канады, Австралии, ЮАР, Японии, Франции, Германии, Швейцарии, Англии. Возглавляет правление представитель Шотландии. Основные задачи комитета — разработка новых и совершенствование действующих МСФО и официальных разъяснений к ним, так называемых ПКИ (SIC). Сегодня действует 41 международный стандарт финансовой отчетности. В 1999 году МСФО официально переведены на русский язык.
В сообщении от 2.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» Банк России установил, что все банки переходят на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам с 1 января 2004 года, и составляться она будет на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации.
Цель этого шага очевидна — повышение достоверности, прозрачности и информативности банковской отчетности для заинтересованных пользователей. Это тем более важно, что по решению Европейского сообщества в будущем году все европейские компании, ценные бумаги которых котируются на финансовых рынках, будут обязаны предоставлять отчетность по МСФО.
Что же представляет собой отчетность по международным стандартам? Согласно положениям МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» отчетность полностью удовлетворяет требованиям МСФО лишь тогда, когда составлена с учетом требований всех стандартов и пояснений к ним, существующих на текущий момент. Кроме того, должны быть представлены как данные за отчетный период, так и сравнительные — за предшествующий.
Согласно требованиям Банка России отчетность на основе МСФО будет включать в себя:
«Баланс на отчетную дату»;
«Отчет о прибылях и убытках за отчетный период»;
«Отчет о движении денежных средств за отчетный период»;
«Отчет об изменении собственных средств (капитала) за отчетный период».
В отчетность включаются также примечания, состоящие из текстовой части и пояснительных таблиц, раскрывающих значение показателей, представленных в основных формах. В 2004 году банки составляют отчетность по МСФО за 9 месяцев и за год. Дальнейший порядок будет определен дополнительно.
Из новой финансовой отчетности заинтересованные пользователи увидят деятельность банка в ином свете, нежели ее показывает отчетность, составленная в соответствии с российскими принципами бухгалтерского учета. Так, в отчетности по МСФО:
более широко представлена информация о деятельности банка, что позволяет подготовленным пользователям получить более точную картину положения дел в банке;
при учете используются принципы существенности и преобладания экономической сущности над юридической формой;
учет финансовых инструментов производится по так называемой справедливой стоимости, то есть по их рыночной стоимости на отчетную дату;
все показатели отчетности будут показаны с учетом влияния эффекта инфляции;
используется принцип консолидации, то есть к отчетности банка присоединяется отчетность его дочерних, зависимых и специальных компаний (в уставном капитале которых юридически отсутствует доля материнского банка, а фактически они принадлежат материнскому банку).
Польза нововведения очевидна, однако есть и трудности по внедрению этого новшества в российских банках.
По мнению некоторых кредитных и аудиторских организаций, в России нет законодательной базы для внедрения МСФО. Это действительно так, но уже внесен на рассмотрение в Правительство РФ разработанный Минфином и Минэкономразвития законопроект «О консолидации финансовой отчетности».
Пока же — согласно выпущенному Банком России в конце 2003 года Указанию «О составлении и предоставлении финансовой отчетности кредитными организациями» — работа ведется согласно методическим рекомендациям №181-Т от 25.12.2003 «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности».
Кроме того, письмом №182-Т от 25.12.2003 Банк России довел до сведения кредитных организаций «Указания по раскрытию информации по МСФО».
Таким образом, созданы основные законодательные предпосылки для перехода российских банков на составление отчетности по международным стандартам.
Созданию законодательной базы и подготовке квалифицированных кадров для внедрения МСФО немало способствовал проект TACIS «Содействие реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе» под эгидой ЕС. Партнером в реализации проекта стал Банк России, а его исполнителем — ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс».
Основная задача проекта — создать инфраструктуру для перехода российского банковского сектора на составление отчетности по МСФО. Подготовлены и апробированы в «пилотных» банках соответствующие нормативные документы: Банк России разработал и согласовал с Комитетом по международным стандартам 16 инструкций по внедрению МСФО, которые направлены в Минюст на регистрацию. Завершена программа по обучению новым принципам составления отчетности более тысячи руководителей банков. На очереди — более предметное обучение главных бухгалтеров. Очевидно, что и самим банкам необходимо организовать обучение персонала теоретическим основам МСФО и практическим навыкам их применения. Наилучший результат в этой области может принести совместная работа Банка России и кредитных организаций.
По оценке некоторых российских аудиторов, одна из главных проблем внедрения МСФО в России — недостаток квалифицированных аудиторских кадров, способных подтвердить отчетность банков, составленную по МСФО. Ситуацию усугубляют рекомендации Банка России, изложенные в Приложении 5 к Указанию №181-Т, согласно которым аудиторские фирмы должны иметь не менее четырех специалистов, обладающих дипломами бухгалтерских и аудиторских организаций, имеющих международное признание.
Тревога аудиторов не лишена оснований, поскольку сейчас в мире выдаются дипломы двух международных организаций: ACCA (The Association of Chartered certified Accountants) и CPA (Certified Public Accountant), выдаваемый институтом дипломированных общественных бухгалтеров. Диплом CPA можно получить, только сдав экзамены в США. Экзамены для получения профессиональной квалификации ACCA можно сдать (на английском языке) в Москве или Санкт-Петербурге. Однако сдать нужно 14 экзаменов (по одному-два в сессию) и иметь при этом не менее трех лет практического стажа в области аудита, бухгалтерского учета и финансов. Иными словами, чтобы получить такой диплом, понадобится до двух с половиной лет. Немудрено, что специалистов, обладающих дипломами ACCA и CPA, сегодня в России можно пересчитать по пальцам.
Есть надежда, что аудиторская кадровая проблема разрешится окончательно с введением национальной квалификации аудитора по МСФО. В Министерстве финансов уже разработан «Примерный план работы по введению квалификационного аттестата аудитора в области аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО», где предусмотрены разработка и утверждение Программы квалификационных экзаменов на получение такого аттестата. Видимо, реализация этого плана начнется после принятия закона «О консолидации финансовой отчетности» и аргументы аудиторов по поводу кадрового дефицита окажутся несостоятельными. Кстати, на одном из заседаний экспертного совета Минфина по аудиту Т. Парамонова справедливо заметила, что срок перехода российских предприятий на МСФО объявлен публично и давно, и у всех была возможность подготовиться
к новым требованиям. Скажем, в крупных российских аудиторских фирмах уже созданы соответствующие подразделения и специалисты этих компаний участвуют в разработке законодательных актов по применению МСФО в России. Стоит учесть и то, что указания Банка России носят пока рекомендательный характер. Так что время на подготовку еще есть.
Одним из веских аргументов
в пользу введения МСФО может служить «личный» пример Банка России, составившего свою отчетность в том числе и по международным стандартам.
И, наконец, нельзя не учитывать, что ЦБ дает российским банкам «фору», смягчая свои требования к ним при переходе на составление финансовой отчетности по МСФО. Во-первых, меры надзорного реагирования будут применяться не раньше
1 января 2006 года. Во-вторых, до особых указаний Банка России кредитные организации сами принимают решение о целесообразности и способе публикации финансовой отчетности по МСФО, подтвержденной аудиторской организацией. В-третьих, банки, впервые составляющие новую финансовую отчетность, могут не включать сравнительные данные за предшествующий отчетный период.
Так что на сегодняшнем этапе серьезных препятствий переходу банковского сектора на МСФО нет.