Бренды под завесой тайны
Правообладателям сохранят инкогнито
В понедельник вступило в силу постановление правительства, дающее заявителям и правообладателям возможность не раскрывать информацию о себе в реестрах объектов интеллектуальной собственности. Эта действующая до конца следующего года опция, по мнению экспертов, призвана защитить заявителей от санкций. Участники рынка отмечают, что у нововведения есть как минусы, так и плюсы. С одной стороны, оно снижает прозрачность рынка интеллектуальной собственности и усложняет оборот прав на патенты и товарные знаки, с другой — дает возможность правообладателям самим решать, сохранять или нет конфиденциальность своих персональных данных, и позволяет использовать «секретность» как часть бизнес-стратегии.
Постановление правительства подготовлено Минэкономики и вступает в силу сегодня, 30 сентября. Оно предусматривает, что до конца 2025 года заявители, подавшие заявку на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности (изобретение, полезная модель, промышленный образец, программа для ЭВМ, база данных, топология интегральной микросхемы), а также средств индивидуализации (товарный знак), могут попросить Роспатент не раскрывать сведения о них в официальном бюллетене. Также эта возможность будет у правообладателей таких объектов и у сторон договора о распоряжении правами на них. Поясним, что публикация в бюллетене Роспатента является источником для формирования всех основных реестров объектов интеллектуальных прав — товарных знаков, изобретений и так далее.
В Минэкономики и Роспатенте не стали комментировать “Ъ” замысел нововведения. Эксперты же полагают, что оно направлено на защиту заявителей от санкций.
«Цель, вероятно, заключается в защите потенциально подсанкционных компаний — их данные можно будет "спрятать" в реестре, как это было ранее организовано в ЕГРЮЛ», — пояснила “Ъ” гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина.
Реализация нового права заявителей несет в себе как плюсы, так и минусы, считают эксперты. К минусам можно отнести снижение прозрачности этого рынка. «Открытые госреестры являются единым, полным и достоверным источником информации о правообладателях и заявителях по объектам интеллектуальной собственности. Сокрытие информации усложняет оперативное установление фактов о подаче заявок и владении активами»,— говорит Алина Акиншина. Кроме того, усложнится оборот прав на товарные знаки и патенты — при отсутствии в реестрах данных о правообладателе все предварительные переговоры о покупке знаков становятся невозможными.
«Новый порядок несколько противоречит сути регистрируемой интеллектуальной собственности, поскольку порядок ее охраны как раз основан на публичном раскрытии всей информации. Полагаем, что после его вступления в силу данные об объектах все еще будут доступны, но без указания сведений о заявителе / правообладателе / стороне договора», — считает советник Birch Legal Владислав Елтовский. Он напоминает, что реестры являются источником информации для разных целей, к примеру для анализа рынка, поиска доказательств и так далее. «Теперь этот процесс несколько усложняется», — замечает эксперт.
Руководитель практики «Интеллектуальная собственность» адвокатского бюро КИАП, патентный поверенный Эльдар Гулиев отмечает, что из текста постановления не вполне понятно, какие именно сведения можно будет не публиковать: только ли адрес заявителя или же и его наименование (ФИО в случае физлица).
Он отмечает, что на практике у заинтересованных лиц часто возникают вопросы, требующие установления контакта с правообладателем.
К плюсам нововведения Алина Акиншина относит возможность владельца товарного знака или автора изобретения самому решать, сохранять конфиденциальность своих персональных данных или нет. Кроме того, правообладатели смогут использовать секретность как часть своей бизнес-стратегии, что расширяет возможности в управлении интеллектуальными активами.
«Хотя идея введения новых мер понятна, к сожалению, наблюдается отказ от еще недавней общей тенденции к открытости данных», — сетует Владислав Елтовский. Алина Акиншина считает, что важно разработать механизмы, которые позволят сохранять баланс между защитой интересов правообладателей и обеспечением прозрачности на рынке.