Средние затраты при переходе на налоговый мониторинг на рынке затрудняются назвать. Как говорит один из собеседников “Ъ”, они начинаются от 3,5–6 млн руб. до сотни и более. «Затраты на подготовку зависят от ряда факторов,— говорит Екатерина Рябова из PwC,— масштаба и сложности деятельности группы, видов используемых информационных систем, наличия электронного архива, степени автоматизации процессов учетной функции и зрелости системы внутреннего контроля».
Бухгалтерия на чистом воздухе
Минфин подготовил поправки к НК о совершенствовании налогового мониторинга. Как следует из проекта, размещенного на regulation.gov.ru, пороги входа в систему для компаний могут быть снижены втрое. Налоговый мониторинг применяется ФНС с 2015 года, он предполагает постоянный онлайн-доступ налоговиков к данным бухгалтерского и налогового учета компаний в обмен на отсутствие оснований для проведения камеральных налоговых проверок. Сейчас система доступна компаниям с совокупной суммой уплаченных налогов за год не менее 300 млн руб., суммарным годовым объемом доходов компании и совокупной стоимостью активов — не менее 3 млрд руб. Нынешние участники налогового мониторинга — это порядка сотни крупнейших налогоплательщиков, в том числе «Газпром нефть», «Роснефть», «Аэрофлот», «Ростех» и др., на них приходится восьмая часть ВВП РФ и до 30% поступлений в бюджет. Для государства онлайн-присутствие в бухгалтериях крупного бизнеса, помимо контроля уплаты ими налогов и предупреждения налоговых нарушений, дает возможность в режиме реального времени оценивать экономическую ситуацию в значительной части крупного бизнеса и прогнозировать поступление доходов в казну.
В марте премьером была подписана концепция развития системы налогового мониторинга РФ. Согласно документу, число потенциальных участников системы составит 3,9 тыс. к 2022 году, и не менее 7,8 тыс.— к 2024 году. О необходимости снижать пороги входа в систему глава правительства Михаил Мишустин говорил и в июле в ходе отчета в Госдуме. Он пояснил, что в следующем году еще порядка ста компаний готовится перейти в систему, это крупнейшие налогоплательщики, а новое снижение порога будет способствовать расширению возможности входа для компаний и меньшего размера. Публикация проекта Минфином, вероятно, означает, что процесс настройки информационного взаимодействия налоговиков с корпорациями отстроен и стандартизован — и ФНС готова предложить участникам рынка относительно массовый продукт.
После снижения порогов втрое формально критериям будут удовлетворять несколько тысяч компаний. Тем не менее, помимо суммовых объемов, налогоплательщик должен соответствовать иным критериям, включая требования ФНС к системе внутренних контролей, информационным системам компании.
«При этом на рынке есть компании, для которых ключевым сдерживающим фактором являются именно суммы налоговых отчислений, активов, доходов. Как правило, это "дочки" иностранных групп, некоторые российские компании, которые есть и среди наших клиентов. Для них это очень важное изменение»,— говорит Ольга Плетнева из КПМГ.
Эксперты указывают на то, что потенциальные участники мониторинга, в отличие от крупного бизнеса, могут оказаться не готовы к быстрому переходу на этот режим из-за неготовности ИТ-систем, отсутствия необходимых бизнес-процессов, включая систему внутренних контролей, которой ФНС уделяет значительное внимание, недостаточной квалификации персонала и т. д. Впрочем, налоговый мониторинг является добровольным режимом, поэтому у них будет возможность подготовиться к переходу в комфортные сроки.