rus

Недобросовестных поставщиков изучат подробнее

11 мая 2021

Минфин смягчит отбор контрагентов государства

Белый дом намерен смягчить процедуру признания недобросовестными поставщиков по госзаказу. Для этого Минфин предлагает регламентировать порядок их включения в реестр недобросовестных поставщиков, оспаривания таких решений и исключения компаний из реестра. Ключевым при этом станет принцип доказывания недобросовестности и существенных нарушений поставщиком условий контракта. До сих пор ФАС указывала на перекос системы в сторону госзаказчиков и их злоупотребления жалобами на поставщиков.

Минфин опубликовал на regulation.gov.ru проект постановления правительства, вводящий новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (РНП) — черного списка контрагентов в госзакупках, поскольку при попадании в реестр компании в течение двух лет не могут принимать участие в торгах. По закону о госзакупках (ФЗ-44) компании могут попасть в реестр в двух случаях: при уклонении от заключения контракта или одностороннем расторжении контракта заказчиком либо по решению суда при существенных нарушениях поставщиком условий контракта. Зачастую такие нарушения бывают ненамеренными — из-за технической ошибки, проблем с электронной подписью, ошибки в банковской гарантии и пр. Однако госзаказчик обязан сообщить о нарушителе в ФАС — служба и принимает решение о включении поставщика в реестр.

Опубликованные Минфином правила предусматривают случаи, когда ФАС может не включать поставщика в РНП: например, если участник закупки докажет, что у него не было намерений уклониться от заключения контракта.

Поставщик также не попадет в реестр, если не доказаны факты его недобросовестности или существенного нарушения условий контракта. Основанием для отказа во включении в РНП станут и нарушения заказчика — например, при одностороннем расторжении контракта. Проект Минфина также регламентирует и порядок досрочного исключения поставщиков из РНП — при признании судом недействительным решения ФАС или незаконным одностороннего расторжения контракта заказчиком. Обжаловать попадание в РНП можно будет и до суда — например, если владельцы компании докажут ФАС, что не контролировали ее в момент расторжения контракта.

Участники рынка неоднократно указывали на несбалансированность механизма РНП — он ставит госзаказчиков в более сильную позицию: так, при одностороннем расторжении контракта исполнитель теряет не только контракт, но и финансовое обеспечение по нему. В Аналитическом центре (АЦ) при правительстве ранее указывали, что РНП носит карательный характер, а вина исполнителя зачастую неочевидна (например, из-за недостатков в документации заказчика). Глава профильного управления АЦ Павел Тихомиров предлагал исключить уклонение от исполнения контракта из оснований для внесения в РНП и учитывать его при формировании рейтинга деловой репутации — инициированного ФАС механизма стимулирования поставщиков в противовес РНП (см. “Ъ” от 31 июля 2020 года). Впрочем, при этом исчезнет и механизм наказания недобросовестных компаний, которые выигрывают контракты в расчете на пересмотр условий.

Курировавший ранее закупки бывший заместитель главы ФАС Михаил Евраев также отмечал, что реестр превратился в механизм борьбы заказчиков с «неугодными поставщиками».

Так, в 2019 году заказчики направили в ФАС 28 тыс. обращений о включении поставщиков в РНП против 14 тыс. в 2018 году, и в половине случаев для включения в черный список не было оснований. До сих пор порядок рассмотрения жалоб от госзаказчиков не был регламентирован: отдельные нормы содержались в разъяснениях ФАС. В декабре 2020 года были приняты поправки к ФЗ-44, которые и потребовали детализации этих процедур правительством и автоматизации работы реестра в целом.

Реестр уже ведется в электронной форме, а при рассмотрении жалоб заказчики не обязаны направлять в ФАС документы в бумажном виде, если они есть в единой информсистеме в сфере закупок (ЕИС). Проект же Минфина уточняет — документооборот между заказчиком и ФАС по вопросу о включении контрагента в РНП будет полностью переведен в электронную форму с использованием ЕИС, а часть информации для подачи жалобы будет формироваться автоматически на основе различных госинформсистем. Исключения составят жалобы по итогам конкурсов и закрытых закупок.

Источник:
Автор:
Диана Галиева
архив Новости рынка